Вопрос 62. Искусство лирической прозы 20 века в русской литературе

Лирическая проза представляет некий сплав лирической поэзии и эпоса. Как и в лирике осн. предметом изображения в ней является чувства и мысли автора; однако, в отличие от худ-ия раскрытия худ. мира не только лирич. приемы использует, но и богатство эпического повествования.

Событийность многоплановость сливаются(в эпосе) с эмоц.оценкой происходящего, причем описываются не только события и явления, сколько связанные с ним чувства и размышления.

Герой-рассказчик – является центром лирич. повествования, конструктивным центром, стягивая сложность литературной передачи, связи человека с миром, отражает и глубокие убеждения, так и стоминутный переживания, настроения; сочетает личные

Приемы раннего Зайцева – «огненные зори», «пахучее солнце», «красный май», «одуряющие ландыши» - воздействие на подсознание – суггестивность – по средствам прямых порой, весьма отделенных ритмических и звуковых ассоциаций, образных Фрагментарность, мозаичность, неполнота охвата. «Нежно-хрустальные фиолетовые облака». Эпитеты парные. «Волки и Мгла» -некая мистика в этих рассказах, связь со стихами добра и зла. Стая волков ассоциируется с обществом. Использование цветописи – бел/черн., что усиливает ощущении жизни и смерти, речь о человеч. мире. Нейтральная позиция автора, но создает боль у читателя от равнодушия, злобы и ненависти; роковая неизбежность конца, противостояние жизни/вечности) и смерти. Белые поля, вольность и холодность, Луна – в импрессионизме – «неживое пятно», «призрачное и болезненное».

Бунин – «Жизнь Арсеньева»

Зайцев – «Золотой узор»

Шмелев Иван – «лето Господне»

Паустовский, в отличие от Пришвина (оба писали о природе), Пришвин – явление необычайное, надо замедлить ход своих мыслей, сесть на пенек,как Пришвин. Солоухин оценивал Пришвина как философа и ботаника,а Паустовского как романтика, Паустовский отличается от Пришвина именно искусством, творчеством художника, много параллелей из поэзии, литературы, много живописных примеров и примеров из истории культуры. Паустовский как писатель истории искусств, «Золотая Роза» - постоянно меняет ракурс, из разных сфер искусств.В начале 20 века многие писатели задумывались о природе творческого созидания и нюансы свои вносили на страницы своих произведений. Паустовский открывает в своих произведениях как бы творческую лабораторию

Вопрос 63. Искусство и литература в творчестве Паустовского.

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич, русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
В "Золотой розе" писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно.

Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь.

Сам писатель считал, что своеобразие его художественной манеры заключается, помимо прочего, также и в том, что наряду с грубой, неприкрашенной действительностью, подобно "хотя бы и неяркому свету", сверкает у него "легкий романтический вымысел".

К. Паустовский, конечно же, романтик — по интенсивности чувства, по лирической напряженности интонации, по максимальному использованию всего спектра заложенных в природе красок, по своей рыцарской верной любви к прекрасной музе странствий, а главное, по возвышенному благородству своего духа, мятежности темперамента, презирающего покой, и воинствующей человечности.

Но это романтик совершенно особого склада.

Реалистически достоверная и романтически приподнятая проза Паустовского насыщена массой точных знаний и тем легким поэтическим вымыслом, от которого прозаическая строка начинает фосфоресцировать таинственным зыбким блеском.

Этот необыкновенный сплав — точности и лиризма, реальности и вымысла, трезвости и восторга — напоминает отчасти золотую розу Жана Шамета. Созданная из благородного твердого металла, она казалась одухотворенной, трепетной и нежной. Ей, наверное, был свойствен тот же легкий звон, какой мы постоянно слышим в большинстве неизменно музыкальных, как бы перезванивающихся между собой фраз-мелодий К. Паустовского. И в своем рассказе о Золотой розе писатель особо подчеркивал, что создана она была из мусора и сора жизни, то есть из того, что часто окружает людей в их повседневном бытии.

Слова об искусстве, растущем из сора жизни, очень напоминают знаменитые строки Анны Ахматовой, поэтической эмблемой которой была именно роза:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда...

В "Золотой розе" К. Паустовский пишет: "Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли..."

Обратим внимание: огонь, звезды и ночная лужа у К. Паустовского поэтически уравнены. Так же уравнены "незаметное" движение сердца и легкий пух тополя. Но это не натуралистическое всеядство и не эстетское демонстративное равнодушие к разнице между великим и малым, прекрасным и ничтожным. Писатель справедливо полагал, что предметом обостренного внимания искусства должен быть обязательно весь мир — как живая, бесконечно разнообразная сложная данность, как диа лектически противоречивая целостность, или, как говорят философы, универсум.

Но из этого разного и пестрого перепутанного клубка художник обязан выбрать необходимое — тот золотой материал искусства, который, будучи обработанным, даст в конце концов верное представление о многообразии и о сущности жизни, объяснит ее и явит взору ее истинную красоту.

Реалистическое искусство, по глубокому убеждению писателя, в своем постижении действительности ничем не должно брезговать, ничем не может высокомерно пренебрегать или равнодушно отворачиваться. Блеск далекой звезды не обязательно улавливать лишь на поверхности могучих морских вод, в каких-то случаях необходимой может оказаться и лужа.

Это требование реалистического искусства, относящееся к многомерности и объемности изображения жизни, было чрезвычайно близко самой натуре К. Паустовского. Он от природы был щедро одарен исключительно острой наблюдательностью, феноменальной художнической памятью и прямо-таки ненасытной жаждой все новых и новых впечатлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: