Г.А.Иоффе
Литература в условиях ЕГЭ.
Учебные конспекты для старшеклассников и учителей литературы
Предисловие
Данное пособие адресовано в первую очередь старшеклассникам, поставленным перед проблемой итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ, а также учителям литературы в старших классах.
В пособии содержится образец предельно сжатого, часто доведённого до формул, изложения основного содержания литературного образования, включающего следующие компоненты:
· системное представление об особенностях развития литературной ситуации в каждый изучаемый период;
· сведения биографического и концептуального характера о писателях (частично – с электронным сопровождением в формате презентаций);
· особенности поэтики каждого изучаемого автора;
· основные элементы анализа произведений и их компонентов (дидактические инструкции);
· терминология и понятийный аппарат, включённый в систему заданий ЕГЭ;
· образцы анализа различных литературных компонентов;
|
|
· образцы сочинений учащихся в формате ЕГЭ.
Материал пособия значительно более удобен и лёгок для восприятия и использования, чем содержание всех известных сегодня учебников, так как структурирован короткими главами, чёток, ясен, содержит необходимые для итоговой аттестации в форме ЕГЭ понятия, может служить не для примитивного «натаскивания», а для результативного закрепления старшеклассниками изучаемого на уроках литературы в школе содержания.
Учителя-словесники могут применять данный продукт как при подготовке к занятиям, так и непосредственно на уроках в качестве содержательного компонента, дидактического материала, обучающих рекомендаций, готовых образцов или элементов диагностики.
Таким образом, пособие вполне способствует решению задачи создания условий для реализации индивидуальности учащихся и педагогов, их самореализации и самоактуализации, а также помогает решить утилитарную задачу подготовки к сдаче итоговой аттестации по литературе в формате ЕГЭ.
Класс
Е – 60-е годы XIX века. Расцвет реализма
Литература как служение
В сознании большинства просвещённых людей XIX века литература – не только изящная словесность, но и основа духовного бытия нации, общенациональное дело. Не случайно в этот период так сближаются писательство и литературная критика – почти до неразделимости. Для русских писателей и литературных критиков литература – не профессия, а служение, а литературное слово – дело, поступок.
Обострение общественной жизни и литературно-критических позиций
Обострение общественно-политических противоречий ведёт к усилению различий и во взглядах на литературу и критику. Таких универсалов, как В.Г.Белинский, не стало. Критика разделилась по взглядам на два ведущих направления:
· Революционно-демократическое («мужицкие демократы»);
· Либерально-реформаторское (дворянство).
В свою очередь либеральные критики разошлись по взглядам на западников, славянофилов и почвенников.