Образец экзаменационного задания

ЧАСТЬ I

Прочитайте приведённый ниже фрагмент и выполните задания В1-В5; С1-С2

- Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, - вмешался Аркадий.

- Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

- Все?

- Все.

- Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.

- Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович. – Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

- Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

- Современное состояние народа этого требует, - с важностью прибавил Аркадий, - мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма.

Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом; но он не почел за нужное опровергать своего молодого ученика.

- Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, - я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…

- Я не стану против этого спорить, - перебил Базаров, - я даже готов согласиться, что в этом вы правы.

- А если я прав…

- И все-таки это ничего не доказывает.

- Как ничего не доказывает? – пробормотал изумленный Павел Петрович. – Стало быть, вы идете против своего народа?

- А хоть бы и так? – воскликнул Базаров. – Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом – он русский, а разве я сам не русский?

- Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.

- Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

- А вы говорите с ним и презираете его в то же время.

- Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?

- Как же! Очень нужны нигилисты!

- Нужны ли они или нет – не нам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезным.

- Господа, господа, пожалуйста, без личностей! – воскликнул Николай Петрович и приподнялся.

Павел Петрович улыбнулся и, положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть.

- Не беспокойся, - промолвил он. – Я не позабуду именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин… господин доктор.

(И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)

В 1. Где происходит данный эпизод в романе?

Ответ: ________________________________________

В 2. Как называется форма общения между персонажами, используемая Тургеневым в данном фрагменте?

Ответ: _______________________________________

В 3. Какое направление русской культуры проповедуют Базаров и Аркадий?

Ответ:____________________________________________

В 4. Какой тип лексики проявляется в речи Павла Петровича («Надобно расчистить», «нежели», «коли строить»)?

Ответ:__________________________________________________

В 5. Назовите героиню романа, которая вызовет чувство любви у Базарова и во многом разрушит его идею.

Ответ:_____________________________________________

Задания В 1 – В 5 оцениваются в 10 баллов (по два балла каждое)

Для выполнения заданий С1-С2 дайте связный ответ на вопросы в объёме 5-10 предложений.

С 1. К каким разным типам культуры относятся герои данного эпизода и в чем выражена принципиальность их спора?

С 2. В каких произведениях русской классики заявлена тема «отцов» и «детей», и как она разрешается?

Задание С 1 – 10 баллов, С 2 – 10 баллов

ЧАСТЬ II

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В 6 – В10; С3 – С4.

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздаётся детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздаётся женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленный кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моём стакане отражён

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушён.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чьё-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склонённые

В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

* «Истина в вине» А. Блок, 1906 г.

В 6. К какому литературному течению принадлежит творчество А.Блока?

Ответ_____________________________________

В 7. Как называется художественный приём, основанный на повторении одинаковых гласных звуков?

Ответ________________________________________

В 8. Каким словом уточняется состояние лирического героя, при котором размываются границы внешнего и внутреннего мира?

Ответ_________________________________________

В 9. Какой художественный приём, обозначающий скрытую насмешку, контрастное столкновение высокого и низкого, можно выделить в качестве одного из основных в данном стихотворении?

Ответ________________________________________

В 10. Выписать из текста слова, обозначающие «немузыкальное» состояние мира

Ответ__________________________________________

Задания В 6 – В 10 оцениваются в 10 баллов (по два балла каждое)

Для выполнения заданий С3-С4 дайте связный ответ на вопросы в объёме 5-10 предложений.

С 3. Что даёт для понимания смысла стихотворения дважды употреблённая фраза «истина в вине» в её латинском и русском вариантах?

С 4. С какими лирическими произведениями ХIХ-ХХ веков соотносится стихотворение «Незнакомка» по наличию в них возвышенного женского образа?

Задание С 3 – 10 баллов, Задание С 4 – 10 баллов

ЧАСТЬ III

Дайте полный ответ на один из проблемных вопросов в объёме не менее 200 слов. В ответе выявите авторскую позицию, привлекая необходимые теоретико-литературные знания и литературный контекст.

1. Как соотносятся автор и герой в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин

2. Как судьбы героев комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» раскрывают тему уходящей дворянской культуры?

3. В чем вы видите роль Маргариты в системе персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Задание С 5 оценивается 40 баллами

Рекомендуемая литература

1. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Книга для учащихся!! классов средней школы: В 2-х частях. М., 1991, 1995.

2. Шнейберг Л., Кондаков И. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. М., 1994, 1996.

3. История русской литературы: В 4-х томах. Л., 1980-1983.

4. Лебедев Ю. В. Литература: Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы: В 2-х частях. М., 1992.

5. Монахова О. П., Малхазова В. М. Русская литература ХIХ века: В 3-х частях. М., 1994.

6. Школа классики. Книга для ученика и учителя. М.: Изд-во АСТ: Олимп, 1996.

7. Голубков М. М. Русская литература ХХ века. После раскола. М.: Аспент Пресс, 2002.

8. Колобаева Л. А. Концепция личности в творчестве М. Горького. Учебно-методическое пособие. М., 1986.

9. Скороспелова Е. Б. Русская проза ХХ века. М.: ТЕИС, 2003.

10. Сухих И. Н. Книги ХХ века: русский канон.: Эссе. М.: Издательство Независимая Газета, 2001.

11. аново: Литературно-критические статьи. Л., 1989.

12. Акимов В. От Блока до Солженицына: Судьба русской литературы ХХ века. СПб., 1993.

13. Крупина Н. Л., Соснина Н. А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах. Книга для учителя: из опыта работы. М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: