ЧАСТЬ I
Прочитайте приведённый ниже фрагмент и выполните задания В1-В5; С1-С2
- Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, - вмешался Аркадий.
- Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
- Все?
- Все.
- Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.
- Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович. – Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.
- Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.
- Современное состояние народа этого требует, - с важностью прибавил Аркадий, - мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма.
Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом; но он не почел за нужное опровергать своего молодого ученика.
|
|
- Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, - я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…
- Я не стану против этого спорить, - перебил Базаров, - я даже готов согласиться, что в этом вы правы.
- А если я прав…
- И все-таки это ничего не доказывает.
- Как ничего не доказывает? – пробормотал изумленный Павел Петрович. – Стало быть, вы идете против своего народа?
- А хоть бы и так? – воскликнул Базаров. – Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом – он русский, а разве я сам не русский?
- Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.
- Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.
- А вы говорите с ним и презираете его в то же время.
- Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?
- Как же! Очень нужны нигилисты!
- Нужны ли они или нет – не нам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезным.
- Господа, господа, пожалуйста, без личностей! – воскликнул Николай Петрович и приподнялся.
|
|
Павел Петрович улыбнулся и, положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть.
- Не беспокойся, - промолвил он. – Я не позабуду именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин… господин доктор.
(И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)
В 1. Где происходит данный эпизод в романе?
Ответ: ________________________________________
В 2. Как называется форма общения между персонажами, используемая Тургеневым в данном фрагменте?
Ответ: _______________________________________
В 3. Какое направление русской культуры проповедуют Базаров и Аркадий?
Ответ:____________________________________________
В 4. Какой тип лексики проявляется в речи Павла Петровича («Надобно расчистить», «нежели», «коли строить»)?
Ответ:__________________________________________________
В 5. Назовите героиню романа, которая вызовет чувство любви у Базарова и во многом разрушит его идею.
Ответ:_____________________________________________
Задания В 1 – В 5 оцениваются в 10 баллов (по два балла каждое)
Для выполнения заданий С1-С2 дайте связный ответ на вопросы в объёме 5-10 предложений.
С 1. К каким разным типам культуры относятся герои данного эпизода и в чем выражена принципиальность их спора?
С 2. В каких произведениях русской классики заявлена тема «отцов» и «детей», и как она разрешается?
Задание С 1 – 10 баллов, С 2 – 10 баллов
ЧАСТЬ II
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В 6 – В10; С3 – С4.
Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздаётся детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленный кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
* «Истина в вине» А. Блок, 1906 г.
В 6. К какому литературному течению принадлежит творчество А.Блока?
Ответ_____________________________________
В 7. Как называется художественный приём, основанный на повторении одинаковых гласных звуков?
Ответ________________________________________
В 8. Каким словом уточняется состояние лирического героя, при котором размываются границы внешнего и внутреннего мира?
Ответ_________________________________________
В 9. Какой художественный приём, обозначающий скрытую насмешку, контрастное столкновение высокого и низкого, можно выделить в качестве одного из основных в данном стихотворении?
Ответ________________________________________
В 10. Выписать из текста слова, обозначающие «немузыкальное» состояние мира
Ответ__________________________________________
Задания В 6 – В 10 оцениваются в 10 баллов (по два балла каждое)
Для выполнения заданий С3-С4 дайте связный ответ на вопросы в объёме 5-10 предложений.
|
|
С 3. Что даёт для понимания смысла стихотворения дважды употреблённая фраза «истина в вине» в её латинском и русском вариантах?
С 4. С какими лирическими произведениями ХIХ-ХХ веков соотносится стихотворение «Незнакомка» по наличию в них возвышенного женского образа?
Задание С 3 – 10 баллов, Задание С 4 – 10 баллов
ЧАСТЬ III
Дайте полный ответ на один из проблемных вопросов в объёме не менее 200 слов. В ответе выявите авторскую позицию, привлекая необходимые теоретико-литературные знания и литературный контекст.
1. Как соотносятся автор и герой в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин
2. Как судьбы героев комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» раскрывают тему уходящей дворянской культуры?
3. В чем вы видите роль Маргариты в системе персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Задание С 5 оценивается 40 баллами
Рекомендуемая литература
1. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Книга для учащихся!! классов средней школы: В 2-х частях. М., 1991, 1995.
2. Шнейберг Л., Кондаков И. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. М., 1994, 1996.
3. История русской литературы: В 4-х томах. Л., 1980-1983.
4. Лебедев Ю. В. Литература: Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы: В 2-х частях. М., 1992.
5. Монахова О. П., Малхазова В. М. Русская литература ХIХ века: В 3-х частях. М., 1994.
6. Школа классики. Книга для ученика и учителя. М.: Изд-во АСТ: Олимп, 1996.
7. Голубков М. М. Русская литература ХХ века. После раскола. М.: Аспент Пресс, 2002.
8. Колобаева Л. А. Концепция личности в творчестве М. Горького. Учебно-методическое пособие. М., 1986.
9. Скороспелова Е. Б. Русская проза ХХ века. М.: ТЕИС, 2003.
10. Сухих И. Н. Книги ХХ века: русский канон.: Эссе. М.: Издательство Независимая Газета, 2001.
11. аново: Литературно-критические статьи. Л., 1989.
12. Акимов В. От Блока до Солженицына: Судьба русской литературы ХХ века. СПб., 1993.
13. Крупина Н. Л., Соснина Н. А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах. Книга для учителя: из опыта работы. М., 1992.
|
|