Вопрос 21. Особенности унификации права международной торговли в рамках европейского Союза

Впервые в рамках международной организации метод достижения единообразия в виде гармонизации был широко применен в Европейском союзе и признается одним из инструментов для достижения целей Договора ЕС и конечной задачей после создания единого рынка <*>. Своеобразие гармонизации проявляется в трех аспектах: 1) она имеет целью обеспечение функционирования единого рынка; 2) осуществляется только по тем вопросам, в отношении которых присутствует единая воля государств-членов; 3) ее конечным результатом является сближение законодательства стран ЕС. Реализация данного метода обеспечивается путем применения принятого в ЕС инструментария в виде директив, регламентов и рекомендаций. При этом различается несколько видов гармонизации <**>.

Полная (тотальная) гармонизация имеет место, когда при реализации директивы государства не вправе отступать от ее предписаний; сама система директивы и ее предписания весьма определенны. Данный метод наиболее широко использовался в первые годы реализации директив, когда перед ЕС стояла задача обеспечения устранения технических барьеров в торговле (например, Директива от 23 ноября 1970 г. о добавках в корма животных).

Выборочная гармонизация предоставляет производителю право следовать либо гармонизированному в соответствии с директивой правилу, либо правилу национального законодательства. Данный метод применялся в основном в 70-е годы и в настоящее время утратил свое значение (например, Директива N 70/157 от 6 февраля 1970 г. о сближении законодательства стран-членов о допустимом уровне выхлопных газов в автомобильных моторах).

Частичная гармонизация означает, что гармонизированные правила применяются только к трансграничным в рамках ЕС сделкам. При этом возникает два вида правил: одни - для торговли внутри ЕС, другие - для внутринациональной торговли. Частичная гармонизация отличается от выборочной тем, что она требует, чтобы трансграничные сделки обязательно регламентировались правилами ЕС (Директива N 64/433 от 26 июня 1964 г. о проблемах здравоохранения в связи с торговлей мясом внутри ЕС).

Метод установления минимальных правил при сохранении за государствами-членами права в индивидуальном порядке или совместно принимать более строгие правила, чем это предусмотрено в директиве. Данный метод приобрел значение в 80-е годы ХХ в., когда были ликвидированы барьеры в торговле и был принят Единый Европейский Акт (примером являются директивы об охране прав потребителей и о защите окружающей среды).

При альтернативной гармонизации директива предоставляет государствам возможность выбора одного из вариантов, однако данный метод используется в ЕС сравнительно редко (например, Директива N 76/464 от 4 мая 1976 г. о загрязнении окружающей среды опасными веществами, Директива N 89/428 о снижении уровня загрязнения окружающей среды промышленными отходами диоксида титана).

При взаимном признании национальных законов определяется общий для всех стран ЕС критерий, который должен быть для них одинаковым (например, Директива N 89/48 от 21 декабря 1988 г. об общей системе признания дипломов о высшем образовании или о профессиональном обучении не менее трех лет).

Взаимное признание контроля предполагает признание его правомерности государствами - членами ЕС.

Отсылка к национальным стандартам имеет целью включение в директиву основных правил, оставляя формулирование специальных технических норм национальным органам стандартизации. Данный метод является сравнительно новым: впервые он был предложен в Резолюции Совета Министров ЕС от 7 мая 1985 г. (например, Правила Международной организации по стандартизации. Важно отметить, что ссылки на данные Правила часто встречаются в международных коммерческих контрактах, заключаемых российскими хозяйствующими субъектами с зарубежными партнерами).

В ст. 249 Римского договора определены три способа реализации гармонизации, которым соответствуют три вида нормативно-правовых актов ЕС: регламенты, директивы и решения.

Первостепенное значение для обеспечения единообразия правоприменительной деятельности представляют регламенты ЕС, право издания которых принадлежит Комиссии ЕС. Регламенты подлежат применению во всех государствах-членах, и какой-либо системы имплементации их во внутреннее законодательство государств - членов ЕС не требуется. Значительное число регламентов затрагивает отношения конкуренции, возникающие при реализации в рамках ЕС международных коммерческих контрактов <*>. Они подлежат применению хозяйствующими субъектами, судебными и иными учреждениями всех государств-членов.

Наиболее важными для сферы международных коммерческих контрактов являются Регламент Комиссии ЕС N 2790/1999 от 29 декабря 1999 г. о применении ст. 81(3) Консолидированной версии Договора о ЕС к категории вертикальных соглашений и к согласованной практике (заменивший ранее действовавшие Регламенты: N 1983/83 и N 1984/83 о применении ст. 85(3) Римского договора к категории исключительных дистрибьюторских соглашений; N 4087/88 - к категории соглашений о франчайзинге), а также вступивший в силу с 1 марта 2002 г. Регламент N 44/2001 от 22 декабря 2000 г. о юрисдикции и исполнении решений по гражданским и коммерческим делам, заменивший Брюссельскую конвенцию 1968 г. <*>.

Директивы Комиссии ЕС определяют цели и результаты, которые должны быть достигнуты в ходе внесения на их основе изменений во внутреннее законодательство государств-участников, а также сроки их реализации. Национальный законодатель сохраняет свободу определения на основе конституций соответствующих стран процедур и механизмов внесения изменений в действующее законодательство, равно как и свободу определения юридической формы реализации директив. Именно данный метод используется при гармонизации национального права. Таким образом, были внесены изменения в национальное право государств - участников ЕС об агентских отношениях (Директива N 86/653 от 18 декабря 1986 г.), о европейском объединении экономических интересов (Директива от 18 декабря 1986 г. о Европейском Объединении экономических интересов), об ответственности за продукт (Директива N 85/374 от 25 июля 1985 г.).

Решения, принимаемые Советом совместно с Европейским парламентом, а также Комиссией ЕС, представляют индивидуальные акты, адресованные определенным лицам и обязательные только для них. Решения затрагивают специальные, зачастую технические вопросы. Такие акты ЕС, как принимаемые на основании ст. 249 Консолидированной версии Договора о ЕС, рекомендации и заключения, не имеют обязательной силы и поэтому не являются нормативно-правовыми актами ЕС.

В рамках ЕС государствами-участниками используется и международно-правовой (конвенционный) метод; именно таким образом в 1980 г. была принята Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: