Формы безналичных расчетов и инструменты платежа

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы с соблюдением соответствующего документооборота. В соответствии с положением ЦБ РФ о безналичных расчетах №2-П от 03.10.2002 г. в России применяются следующие формы безналичных расчетов: 1) Платежными поручениями 2) По аккредитиву 3) Чеками 4) По инкассо (расчетными документами являются платежные требования и инкассовые поручения). Кроме того, безналичные расчеты можно осуществлять с использованием векселей и банковских платежных карт.

Расчеты платежными поручениями

Расчетное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств в том же или другом банке. Платежное поручение принимается банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Платежные поручения могут использоваться для предоплаты товаров, услуг или для осуществления периодических платежей. С помощью платежных поручений совершаются расчеты, как по товарным, так и по нетоварным операциям, в т.ч. перечисления денежных средств: 1) За поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги; 2) В бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; 3) В целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним; 4) В других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Порядок расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товаров (услуг)

Поставщик
Покупатель
Банк поставщика
Банк покупателя

1 – заключение договора о поставке товаров (оказание услуг) с предварительной оплатой; 2 – передача платежного поручения в банк покупателя и списание средств со счета покупателя; 3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика; 4 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет; 5 – поставка товаров (оказание услуг).

Порядок расчетов платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг)

Поставщик
Покупатель
Банк поставщика
Банк покупателя

1 – поставка товара (оказание услуг); 2 – передача платежного поручения в банк покупателя и списание средств со счета покупателя; 3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика; 4 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

Расчеты аккредитивами

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору. Банк, открывший аккредитив (банк – эмитент), может сам произвести платеж поставщику или передать полномочия другому банку (исполняющий банк) производить такие платежи при наличии документов, оговоренных в аккредитиве, а так же при выполнении других условий аккредитива. Клиенту могут быть открыты покрытый и непокрытый аккредитив. Покрытый считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. Непокрытый (гарантированный) аккредитив – это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В зависимости от его изменения или аннулирования банком – эмитентом аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный – не может быть изменен (или аннулирован) без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт Отзывный - может быть изменен (или аннулирован), банком эмитентом (по указанию покупателя – плательщика) без предварительного согласия с поставщиком.

Аккредитив как форма расчета в основном используется при иногородних платежах. Если платеж осуществляется при условии представления документов, подтверждающих отправку товара, то выписывается документарный аккредитив. Такой аккредитив используется главным образов во внешнеторговых операциях и выписывается на определенное место прибытия товара.

Преимущество аккредитивов по сравнению с другими формами расчетов состоит в гарантии платежа и возможности его получить в кротчайший срок после отгрузки товаров. Однако данная форма расчетов одновременно является наиболее сложной и дорогой процедурой, вследствие чего имеет ограниченное применение в настоящее время. В основном, аккредитив используют во внешнеторговых расчетах.

Схема документооборота при расчетах по покрытому (депонированному) аккредитиву

Поставщик
Покупатель
Банк поставщика
Банк покупателя

1 заключение договора о расчетах с использованием покрытого аккредитива с предварительным депонированием средств на отдельном счете в банке; 2 передача в банк аккредитива, а затем списание средств со счета покупателя; 3 перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «Аккредитивы к оплате» 4 сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 поставка товара (оказание услуг); 6 расчётные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг) в соответствии с договором направляются в банк поставщика и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы к оплате» и зачисление средств на счет поставщика; 7 сообщение об использовании аккредитива направляются в банк покупателя; 8 сообщение покупателю об использовании аккредитива.

Схема расчетов по непокрытому (гарантированному) аккредитиву

Поставщик
Покупатель
Банк поставщика
Банк покупателя

1 заключение договора о расчетах с использованием непокрытого аккредитива с предоставлением банка покупателя гарантии платежа; 2 передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка»; 3 сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету; 4 сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 поставка товара (оказание услуг); 6 расчётные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг) в соответствии с договором направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств на счета поставщика; 7 дебетовое авизо направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счета покупателя, при отсутствии средств на счете покупателя банк предоставляет плательщику кредит; 8 сообщение покупателю о списании средств с его счета.

Расчеты по инкассо

Инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся клиенту денежные средства от других предприятий (организаций) на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования – поручения в банк плательщика по каналам связи спецпочтой. Если существует взаимная договоренность между поставщиком, покупателем и их банками, то в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банк поставщика предоставляет за определенное комиссионное вознаграждение.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производится по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовые поручения, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в т.ч. для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии представления банку, обслуживающему плательщика. Права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Схема расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом

Поставщик
Покупатель
Банк поставщика
Банк покупателя

1 поставка товара (оказание услуг); 2 предоставление поставщиком расчетных документов в банк поставщика; 3 доставка расчетных документов в банк покупателя для акцепта; 4 сообщение покупателю (передача ему одного экземпляра платежного требования) о постановки на акцепт платежного требования; 5 оплата со счета плательщика платежного требования, акцептованного плательщиком, перевод средств в банк поставщика на счет поставщика; 6 сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

Схема расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми без акцепта плательщиков

Поставщик
Покупатель
Банк поставщика
Банк покупателя

1 поставка товара (оказание услуг); 2 предоставление поставщиком расчетных документов в банк поставщика; 3 доставка расчетных документов в банк покупателя; 4 оплата документов (согласно договору о безакцептном списании); 5 сообщение покупателю о безакцептном списании с его счета денежных средств; 6 сообщение поставщику о зачислении на его счет денежных средств по его требованию.

Расчеты чеками

Чек – это ценная бумага (коммерческая), содержащая не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Для осуществления безналичных расчетов могут применятся чеки, выпускаемые кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами банка, выпускающего их, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

Схема документооборота при расчетах чеками

Поставщик
Покупатель

товар

Банк поставщика (получателя платежа)
Банк покупателя
Расчетно – кассовый центр (филиал А)

1 сдача в банк заявления на получение чеков и платежного поручения на депонирование средств; 2 списание средств с расчетного счета плательщика и зачисление их на чековый счет; 3 выдача плательщика оформленных бланков, чеков и идентификационной карточки; 4 перечисление задепонированных средств в РКЦ; 5 выписка чека и вручение его поставщику; 6 сдача чеков в банк на инкассо; 7 передача чека с реестром в РКЦ; 8 зачисление средств в РКЦ на корреспондентский счет банка поставщика; 9 пересылка в банк поставщика реестра чеков; 10 списание средств с корреспондентского счета банка и зачисление средств на расчетный счет поставщика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: