Социобиология. фрейдизм и неофрейдизм. Юнг

Технологический детерминизм. Наука и техника стали основным и доминирующим фактором в развитии общ.Теория единого индустриального общ, стадий роста, нового индустриального общ, постиндустр общ, сверхиндуст общ, технотронного общ. 1 технологическая рв --- открытие пара, вторая --- электричество и химия, третья - компьютер. Соответственно доинд, индустр и постинд общества. Сейчас сосущ все.Соответственно разная псих и культура.

\newpage

{\sf 31. Человек как индивид, индивидуальность и личность. Проблема

свободы и ответственности личности.}

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ps6 -индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового признака.

Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-исторических,''формационных) и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чей он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность.Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.

Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в жизнь общ. Соц осущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Лич --- всегда в процессе формирования, застывшая лч есть деградация.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Одновременно с формир личности складывается и характер личности -психолог стержень человека. "Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность" - Гегель.

Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.

Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало.

Ч-к как индивидуальность выраж.

себя в продуктивных действиях, и Поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей "не-личности", т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл "Я".Личностные качества обусловлены не только внешним, но и внутренним, духовным содержанием.Личность есть категория религ-духовная, индивид натуралистически-биологическая.

Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Изоляция --- страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание чужой воли.Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Аналогично не личность, лишенный рассудка или разума. Они не могут нести ответственность за свои действия, свобода и ответственность есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств

для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности, субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: "Мера свободы входит в понятие человека". Мера своб как творческого саиовоплощения чел определ уровнем развития произвол сил и общ отношений, а также степ познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокупности возм, предоставляемых ей обществом. Но свобода для одного есть несвобода для другого (диктатура). Свобода есть относительное понятие.

Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. В техногенной цивилизации человек может сделать больше, чем он имеет прав. Лозунг свободы "Не мешайте действовать!" восходит к эпохе бурж рев. Это критика разных феод регламентации. Развитие капитализма сопровождается требованиями разл свобод. Св стала основной ценностью. Экзист, Сартр: мы приговорены к свободе, человек всегда имеет возможность выбора и пытается переложить ответственность на других.

1979 г Ионас указание на относительный характер свободы как ценности. Два типа ответственности. Классическая, ответственность за последствия. Должен предусмотреть резты, а это возможно, если он действ свободно и самостоят. Отвечать приходится перед судом, людьми, богом, что ставит личность в положение обвиняемого. Этика конструктивности, он как бы конструирует свои действия.

Неклассическая. Невозможность предусмотреть последствия. Ответственен не изначально за неудачи действий в рамках оргструктуры, а за порученное дело, за успех последнего. Ответственность теперь связана не с абс свободой, но с нормами и функциями демократического общ. Это понятие идет параллельно развитию свободного общ.Она насыщена проблемами, в частности, групповая ответственность и степень отв каждого.

\newpage

(\sf 32. Общественные отношения, их основные типы. Общение и

коммуникация. Эволюция средств коммуникации.}

Общество --- это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. Р результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Система общ отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения ч-ка.Однако в конечном счете она прямо или косвенно обуславливает основное направление и содержание его деятельности. Даже самая выдающаяся личность действует под влиянием под влиянием сложившихся отношений, в том числе классовых., социальных, семейно-бытовых. Общ отношения есть одна из образующих в обществе.

Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие сущ-ния любого общва. Все обществ, отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-й явл. произв. отн-я. Они предст. собой 1) сторону способа пр-ва обществ, форму функц-я и р-я произв. сил; 2) объ. основу, кот. складыв. независимо от общ. сознания, определяет его, над кот. возвыш. не только общ. созн., но и вся совокупность идеологич. отн-й, сил, явлений.

Произв. отн-я, рассмотренные в разных аспектах, позв. раскрыть разл. типы связей, что фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Б. - экономич. строй о-ва, система произв. отн-й, над кот. возвыш. надстройка, включ обществ. сознание, идеологич. отн-я и закрепляющие их обществ, учреждения и орг-ции. С пои. этих категорий выдел, отнош-я первичн. и вторичн. завис-сти. Базис воздейств. на надстройку (гос. устр-во), надстр. тж. влияет на базис, т.к. это сфера практ. деят-сти людей, стремящихся упрочить/изменить/преобразовать сущ. систему общ. отн-й. Причина -интересы (прежде всего матер.). Полож. соц. групп в о-ве опр-ся их отн-ем к собств-сти, ел. заинтересованность в присв./защите ср-в.

По охватывают сферу отношений, возникающих в процессе производства мат благ, обменаии их распределения, люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности, характер по определяется способом соединения производители со средствами производства, те формой собственности. Рента, владение, зарплата и др. Это есть отношения собственности. Новые --- акционирование, долевое участие и др. Частная, коллективная, государственная собственность и др. Отставание по от произвол сил приводят к антагонизму в обществе..

Другие общ отношения возникают на основе пр отн. Например, по ---отношения обмена деятельностью на основе разделения труда. Обмен результатами практической деятельности между представителями разных профессий. Отношения распределения мат благ происходят из отношений собственности и условий оплаты.

Социальная сфера --- отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев.Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи, и принятые отношения в соц группах.

Политическая --- производство политической деятельности классов, соц групп, нац общностей, движений, общ организаций. Направлена на уд политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются полит устройством общ. Крайняя форма --- революция. Все формы государственных функций. Теперь занимает важное место в жизни общ. его роль сильно повысилась.Политические отношения развиваются под влиянием всей совокупности со-экономических и идеологических отношений. В свою очередь, они и воздействуют на них. При этом сила воздействия сильно неодинакова и зависит от совершенства данной политической системы и сложившимися механизмами ее взаимодействия с соц институтами.Ведущее звено политической системы --•- государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. К тому же имеет место еще и функции госва, относящиеся к интересам подавляющего большинства членов общ, типа национальной без, экологии и тд.

Духовная сфера --- отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. НЕ только живопись, музыка и тд, но и знания людей, наука, мораль, нормы поведения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении. Складывается исторически, воплощает множество факторов, как-то географические, национальные и др особенности развития общ, нац характер и самосознание. История народа, его соседи и влияние др культур. Сейчас средства масс информации, самобытное народное искусство и профессиональное искусство. РОль это сферы трудно переоценить. Морально-психологический климат в обществе, семье и др тоже выступает дух ценностью. Духовные потребности имеют ту или иную направленность, которая определяется характером сущ общ отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и др, уровнем дух культуры людей, их соц идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Духовное потребление в некоторой степени стихийно,'человек на свой вкус выбирает дух ценности, самостоятельно приобщается к ним. В то же время дух потребление может навязываться рекламой, идеологией, происходит манипулирование сознанием. Причем возможно управление процессом дух потребления. Производство и потребление дух ценностей опосредуется дух отношениями. Они сущт как отношение чел к некоторым конкретным дух ценностям, а также его отношение к другим людям по поводу этих ценностей --- производством, распространением, потреблением, защитой. Виды дух отношений --- познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Они создают общий фон межличностного общения, проявляясь в семейных, производственных, межнац отношениях.

Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения. Это есть не просто обмен информацией, но и включает всю сознаваемую и не сознаваемую глубину сопричастности людей, взаимообогащение своей жизнью жизни других. Все общ отношения есть воплощение общения, это их сущность. При этом вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не гарантирует качество общения.

Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше. Темп коммуникаций определяет темп жизни общества. Кроме того, темп обмена информацией определяет величину возможного единства. Если раньше окраины империи были фактически неуправляемыми, новости были из соседнего села, а отъезд короля длился годы, то теперь все иначе. Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации. Хранение информации в форме устного творчества, передача древнеиндийских гимнов от браминов к ученикам. Большая нагрузка на тех, кто отвечает за информ. Потеря информации. Замедленная, искаженная передача.

письменность --- роскошь немногих, редкие книги пишутся от руки специальными писцами. Следующий этап --- книгопечатание. Но и книги не долговечны, но постепенно букварь стал символом преодоления неграмотности, появилась возможность обучения без учителя. Характер психики человека становится зависим от средств передачи и хранения информации.

Средства быстрой связи --- телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит процесс информатизации общества. Его сущность состоит в нарастании объема информации, причем различного характера, необходимой для решения различных задач производственного плана и др. Отсюда нарастание темпа жизни. При этом нарастание средств обработки информации отстает от роста объема в несколько раз.

Средства массовой информации --- процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического, политического, экономического и др влияния на психику и сознание человека. Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотронного оружия есть новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров возникло новое телевизионное поколение детей. При этом средства возд различны --- то убеждения и внушения до информирования. При этом расширилась информ среда. Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию личности, так и ее разрушению.

Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным с ней проблемам, отставание тех базы от вала информ. ПРи этом каждому доступна практически любая необходимая ему информ.Это с одной стороны должно привести к росту творческих возможностей, но при этом проблемы человеч общения, семейные,Новые преступления, связанные с кмп. знакомства, секс, маньяки. Равновесие становится все более неустойчивым, новые этические ценности личности, пр этом изменение профессиональной структуры общества за счет увеличения доли занятых в средствах коммуникации. Так же вопрос о хранении информации. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для управления процессом, транспортные средства.

уход в виртуальный мир. Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.

\newpage (\sf 33. Понятие "социальная общность" и "социальный институт".}

Социальное --- это то, что характеризуется совместным сосуществованием людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное возникает как системная характеристика, как интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.

На своем микроуровне общ выступает как совокупность индивидов, взаим между собой, нах в определенных отношениях. Но оно не исчерпыв этим уровнем. Оно состоит и из макроструктурных единиц профессионального, демографического, экономического, политического, мировоззренческого характера. Все макроструктуры, начиная от малых групп людей и кончая нациями, народами, классами и др общностями, определенным образом соотносятся друг с другом.

Самое сложное в социологии связано с пониманием природы макросоциальных единиц и их взаимодействия. У них нет общей головы или тела, тем не менее у них имеется общее сознание. Макроструктуры состоят из людей, разъединенных пространственно, и в тоже время они составляют единство. Общество же постоянно интегрально воспроизводит их, что говорит о неслучайном, нечудесном характере их сущности. Соц макроструктуры обладают сознанием и психикой от того, что выступают единым системным образованием по отношению к отдельному индивидууму. Если рассмотреть системные характеристики, то надо отметить присущую им динамичность. Соц системные образования состоят из большого числа единиц. До миллиона, а число слов исчисляется миллиардами. У таких сложных систем эффекты проявляются в результате скрещивания инд объектов. Системное выступает как новое, в котором присутствует и хаос, и порядок. Выделяются некоторые параметры системы, аттракторные доминанты, а на их базе разрабатывается нормы культуры, искусства, языка, усваиваемые большинством. На их базе возникают нормы культуры, искусства, усваиваемые большинством. Затем возникают новые аттракторы, старые разрушаются и все повторяется.

Члены соц группы имеют много общего, например, привычки, традиции, способы мышления, но они и отличаются друг от друга, те социальное есть системные эффект, для которого характерно как общее, так и особенное.

Важнейшим элементами соц структуры общ явл соц группы и соц общности. Выступая в кач форм соц взаимодействия, они представляют собой.единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях. В каждом общве таких объединений множество.

НЕобходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность. Соц группа отличается большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности,-а также вхождением в более высокие соц объединения в качестве структурных единиц. Что касается массовых соц общностей, то для них характерна бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения, массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и тд.

Соц группы и общности могут классифицироваться 1) по величине, численности ^малые от 2 до 15 чел, большие классовые, нац, территориальные); 2) первичные и вторичные, первичные есть небольшие группы людей, которые вступают в непосредственное и прямое общение, опирающееся на их инд особенности (семья:, группа друзей, спорт команда). Вторичные --- обычно большая группа, в основе которой лежит безличное взаимодействие для достижения конкретных целей. 3) по социальному положению. Соц классовые общности (классы и соц слои), соц-демографические общности (муж, жен, дети, родители, семьи), этносоциологические общности (национальности, народности, племена, этнограф группы), со-территориальные общ (город, деревня, регион), соц-профессиональные общности, религиозные, расовые идр.

Другой важно формой взаим и одним из основных элементов соц структуры общ выступают соц институт. Если в соц общностях содержанием соц взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности. как личностного, та к и общественного характера. Создавая спец институты и организации, общ закрепляет определенные виды соц взаимодействия, делает их постоянными и обязат для членов данного общ, соц группы или общности как целостности.

Соц институтами явл семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общ, система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как экономические институты, осущ производство и распределение товаров и услуг, госуд и его органы, суд, прокуратура, полиция, тюрьма, как политико-правовые институты., осущ контроль за поведением членов общ ради сохранения общ порядка, предотвращения и разрешения конфликтов.

Соц институты есть сравнительно высокоорганиз системы, отличающиеся устойчивостью, структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью своих функций, следов, всей системы. Для соц институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность и слаженность их действий, высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за взаимодействием.

5 групп общих признаков соц институтов: 1. Установка и образцы поведения. Для семьи --- уважение, привязанность, ответственность. 2. Культурные символы. ДЛя гос-ва герб, флаг, гимн. 3. Утилитарные культурные черты. Для семьи квартира, мебель, для бизнеса ---магазин, фабрика, оборудование. 4. Устные и письменные кодексы поведения. Для гос --- конституция, законы, для бизнеса -- договоры, лицензии. 5. Идеология. ДПя бизнеса --- монополии, право на труд, свобода торговли, для религии - православие, баптизм и др. Соц инст могут быть формальными и неформальными (формальное взаим происходит на основе законов или иных правовых актов), с точки зрения содержания целей и задач подразделяются на политические (организация и осуществление власти), экономические (организация и управление хоз деятельностью, завод, торговля), культуры и воспитания (создание, укрепление, развитие и распространение культ ценностей).

{\sf 34. Семья как социальный институт. Семья и брак.}

Семья --- вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и тд. Те родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь семьи характеризуется общими различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Соц роль семь в процессе воспроизводства чел и продлении чел рода. типы семьи, формы и функции обусловлены сущ про из отношениями, общ отношениями в целом и уровнем культурного развития общ. В свою очередь, с тоже воз на жизнь общ (воспроизведение, социализация, воспитание нравственное и духовное, дом труд).

Вопрос о возникновении семьи, большинство считает, что в начале были беспорядочные половые связи, затем на смену им пришел групповой брак, затем вытеснен и замене на парный брак,вначале материнский ---матриархат, затем отцовский --- патриархат, другая точка зрения о изначальности именно парного брака, матриархат или патриархат, ведший материнский или отцовский отсчет родства. Установление моногамии сопровождалось порабощением женщин мужчиной. Гл целью становится накопление богатства и передача его наследникам. выделение семьи в отдельный институт неслучайно. Именно с является основным носителем культурных образов, необходимым условием соц личности. При этом это еще и самый древний институт. В семье человек обучается соц ролям, получает основы образования и навыки поведения. Правила, традиции и устои сем жизни сущ для каждого общ. ТО, что нормально в одном, кажется непривычным и неприменимым в другом.Семейная жизнь должна рассматриваться с точки зрения этноцентризма. В некоторых странах типа Ц Африки семья до сих пор ед соц институт. как и вс@ институты, семья представляет собой систему принятых норм и ^процедур для осуществления важных для общ функций. Это группа связ отношением брака людей, кт обеспечивает воспитание детей и обеспеч других общезначимых потребностей.^ррыы семьи я супружеская ^брачная пара +дети), родовая (клан родственников с супругами и детьми, семейныесооры,торжества).

брак --- это социально одобренные образцы повеления, с помощью которых двое или больше людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только совместное проживание, воспитание детей, но и множество др прав и обязанностей. При этом общ развивает свои образцы поведения в семье, они исторически обусловлены и имеют выраженную экономическую основу. Везде начальная стадия образ пары связана с трудностями, помехами, испытаниями, в ходе которых молодые, супруги должны проверить правильность своего выбора. Нетрадиционные формы брака получают распространение в связи с изменениями в жизни общества: гражданский брак, брак со временным проживанием, брак с раздельным проживанием, открытый брак, договорной брак, шведская семья.

Экзогамия --- ограничение выбора партнера для брака. Он может выбираться только вне определенной группы лиц, у нас это кровные и близкие родственники. Эндогамия --- наоборот. Ограничение выбора только внутри группы. Допускается только один вид брака --- моногамия, в других странах есть групповой брак, полиандрия^ (многомужество), полигиния (многоженство). Для развода препятствия для сохранения семьи и детей.

Функции семьи:

1) сексуального регулирования. Это главный сц институт, через который общ упорядочив естественные потребности людей.

2) Репродуктивная. Воспроизводство, при этом важно, чтобы дети были психич и физ здоровы, с этим связано куча проблем. Обеспечивание воспроизводства, в Европе и слишком большая рожд в Африке, это устои общ и их влияние на семью.

3) ф социализации. У семьи центр место в соц личности, таи закл основы формирования ребенка как личности, ничто ни садик, ни детдом не заменит в этом отношении семью.

4) Статусная, национальность, место в городской и сельской культуре. с рождения чел получает некий статус, принадлежит к опред слою общ и получает соответств воспитание.

5)ф эмоционального удовлетворения. Потребность чел в интимном общении, кто-то должен его выслушать, доверять, участвовать в его жизни. Многие преступления от недостатка любви и тепла в доме.

6) защитная, физическая, экономическая и психическая защита членов семьи. Задевая без одного, задеваешь без семьи.Особенно Кавказ, Италия.

7) экономическая, все члены семьи ведут общее хоз, доб деньги ---семья самая крепкая экономич ячейка общества. Взаимопомощь и поддержка в экономич смысле.

\newpage (\sf 35. Социальная структура общества. Классы и классовые отношения. Профессиональная структура общества.}

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества. соц структура складывается из классовой, этнический, демографической, поселенческой, профессионально-образовательной структуры.

В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства. На базе-общественного разделения труда появляются такие группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношение собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутреннего социальную структуру, к основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы ---молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры, национальные общности --- нации, этнические группы. почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. На это обращает внимание распространенная на западе теория стратификации, делящая общество на различные слои (старты) по разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации. Усилия за.п психологии направлены на изучение малых групп, склад на основе более-менее постоянных контактов между неск людьми. Они склад внутри больших групп, нередко трансформируют в-себе действие всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в нее людей.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:

классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

Существование классов связано с исторически определенными способами производства. Классовая дифференциация является для общества основной среди ост дифференциации именно потому, что она возникла в сфере производства на основе общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Классы возникают на той ступени общ развития, когда появление прибавочного продукта и разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Марксистский метод требует выявлять в каждом классовом обществе наряду с основными классами и неосновные, которые либо связаны с сохранением остатков старого способа производства, либо с нарождением нового, а также различные слои внутри классов и прослойки между ними. классовые отношения возникаю т тоже на основе способов производства. Теория классовой борьбы была разработанна в марксизме как борьба между классами с несовместимыми интересами, противоречащими друг другу. Нов современном обществе интересы начали интегрироваться, отчего классовая борьба в связи с размытостью границ между классами смягчилась. Правда, в современной России социальная дифференциация наоборот усиливается, тч может привести к антагонизму в обществе. И приводит

В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны.

Общественная психология -

частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).

еще одной стороной функционирования соц структуры является ее мобильность. Речь идет о переходе людей из одних соц групп в другие. соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент --- предпринимателем, предприниматель --- профессиональным политиком, переход может быть горизонтальный и вертикальный. Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного представления о происхождении соц перемещений, надо знать их причины и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения целесообразной соц динамики и стабильности общества, проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ есть относительно независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей, было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаим всех имеющихся больших и малых групп, экономической основой их вз становятся различные формы собственности, а защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства. При этом гос-во должно по минимуму регламентировать и ограничивать свободу самовыражения этих групп, следя только за выполнением законов. При этом надо отметить две тенденции современного развития. Это активный процесс дифференциации, появлении новых социальных групп, и процесс интеграции, сближение условий труда, характер и содержание у представителей разных соц групп. Это ведет к сближению х образа жизни и структуры их потребностей и интересов.

Особенно видны проблемы в соц структуре российского общества, это связано с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на это реагировать. Процесс ее изменения идет долго и болезненно, не все находят себе место в изменившихся условиях. Это связано и с профессиональной структурой общ. При появлении новых средств труда, новых технологий некоторые профессии оказываются ненужными, зато резко возрастает потребность в других. При этом большая часть людей оказывается выброшенной на обочину, а профессионалов не хватает. Даже программа переучивания здесь не помогает, должно пройти некоторое время. перекос в профессиональной структуре набл и у нас сейчас, появились новые профессиональные группы предпринимателей, фермеров, рэкет и профессиональные бандиты, банковские и финансовые служащие. При этом практически исчез рабочий класс связи с остановкой заводов. государство должно заботиться о правильном формировании проф структуры путем прогнозирования структуры производства и заблаговременного требования к учебным заведениям. Теперь в скором времени необходимо будет много специальностей гуманитарного плана типа менеджеров, специалистов по связям. Кроме того, специалисты по коммуникациям.

\пемраде {\sf 36. Этнос. Этническая структура общества. Этнос и окружающая среда.}

Этническая структура как и демографическая по своим корням тесно связана с биологической сущностью человека и в самой значительной степени, хотя и под эгидой социального, представляет биологической в общественной жизни. Этническая структура --- биосоциальная структура. Именно этнические образования представляли собой первоначальные социальные общности. Доклассовое общ выработало свои обусловленные технологическими и экономическими причинами соц общности.

РОД. Объединение людей, кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком и обычаями, верованиями. Экономическая основа --- общинная собственность н землю, рыболовные и охотничьи угодья. Низкий уровень производительности труда.Данные исследований свидетельствуют, что родовая общность не обязательно присуща всем народам. Род обычно сущ в мужской и женской формах (матриархат и патриархат).Причем это объединение не в качестве отдельного объединения, а в качестве групп родственников, живущих в разных общинах. Род служил ядром общин, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и соц отношениям, посредством регулирования семейных отношений, совместного воспитания детей и материального обеспечения детей. Родовые отношения выступали в форме социальных связей членов общины, играли определяющую роль в воспитании, производстве, культовых действиях, распределении благ, обуславливали родовой характер управления (выбор вождей и старейшин, их сменяемость и др). Господствовала общ собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общ делах было правом и долгом каждого взрослого члена общества. С развитием первобытнообщинного строя постепенно увеличивалась численность родов, они объединялись во фратрии (братства), фратрии -- в племена, потом союзы племен.

ПЛЕМЯ. Объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. В основе остаются кровно-родственные отношения, но при этом наблюдается разобщенность племени по территории, языку, культуре. Образование племен положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Племя несло лишь часть общ функций (хоз ячейкой оставалась община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от хозяйственной деятельности.Только принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему долю в произведенном продукте, право участия в общ жизни. Вытеснение родовых

отношений товарными привело к распаду племен и к объединению их в народности.

НАРОДНОСТЬ Характерна замена кровно-родственных отношений общностью и единством территории, единством языка при наличии диалектов, общность культуры и зачатки экономических связей, народности типичны для рабовл и феод строя. Это уже не сугубо этническая, а социоэтническая общность. Мы знаем немало народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгары, венгры), но и из различных рас (итальянцы). Необходимо различать первичную народность, возникшую непосредственно из разложения родоплеменных общин, и вторичную, представляющую собой дальнейшее развитие первичной. В народности нет еще такой целостности экономической жизни, как в нации, но она выгодно отличается в этом отношении от исторически предшествовавших ей этносов. Некоторые народности, преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости, не смогли завершить процесс консолидации в нации.

НАЦИЯ. Пришла на смену народности, сложившись в процессе капиталистической формации. В докапиталистическом обществе нации вызреть не могли, хотя многие их предпосылки как общность территории и языка, общие черты культуры и хоз деятельности, заложены еще в народности. Становление общности экономической жизни связано с процессом генезиса и образование капитализма, ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Нация характеризуется след признаками:

1. Общность территории.

2. Общность языка --- национальный язык, общенародный, разговорный.

3. общность экономической жизни, которая возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочение торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных родов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом экономической консолидации нации.

4. Общие черты психологического склада, закрепленные в менталитете данного народа (нац быт народы, нравы, привычки, склонности людей, особенности песен, танцев, живописи, фольклора).

5. Национальное самосознание --- сознательное отнесение себя к той или иной социальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в отличие от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и это служит аргументом против его существования, в действительности же о нации как реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда объективные признаки дополняются четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только о этнической общности людей, а не их национальной принадлежности.

Современные философские проблемы --- каково влияние среды на формирование особенностей этносов и наций? Возможность влиять на национальное самосознание. Процесс интеграции наций в единую общепланетную и в то же время сохранение нац культуры. Процесс слияния этносов --- метисы, мулаты. Он будет только усиливаться. Проблема межнациональных отношений. Национализм в различных проявлениях.

\newpage {\sf 37. Понятие "цивилизация". Процесс становления цивилизации. основные концепции цивилизации в историософии XX века. К.Ясперс об "осевом времени".}

Совокупность матер, и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!).

Цивилизация =окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ, отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. – социокультурное образование.

Цивилизация есть совокупность материальных и духовных достижений общества.В истории фил мысли цив фигурирует в контексте всемирно-исторического процесса. Фр проев называли цивилизованным общ, если оно основано на разуме и справедливости, подчеркивая важность факторов, обеспечивающих общ гармонию.

в совр зап фил цивилизация рассматривается с точки зрения трех основных компонент: техника, соц организация и философия, причем техника определяет остальные компоненты. Марксизм: становление цив в историческом аспекте связано с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с утл разделения труда, появлением законов, выр сущво классовых отношений. Цив есть та ступень общ развития, на которой разделение труда, вытекающее из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот в прежнем обществе.Понятием цив охватывается природа и уровень развития мат и дух культуры, результаты соц-культурной деятельности общ, его роль в решении глобальных проблем человечества. В настоящее время цив понимают как нечто единое, стоящее вне рамок соц систем.

Теория круговорота локальных цивилизаций. Шпенглер. Развитие

народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. нЕт ничего общечеловеческого, в тч и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Развивает учение Данилевского. Он рисует образы 8 существовавших на земле культур: египетской, вавилонской, индийской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магический

(византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Во введении к

""Закату Европы'' говорит, что из названных культур продолжает существование только западноевропейская, которая вступила в фазу завершения и упадка, заката. Рассуждает о продолжительности культур и темпах их развития. Культуры суть организмы. Она зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа. Она расцветает на почве ограниченной местности, к которой и остается привязанной, подобно растению. Культура умирает после того, как душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук, таким образом вновь возвратиться в первичную душевную стихию. Когда культура умирает, ее кровь свертывается и становится похожей на засохшее дерево. Это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусств, народ превращается в безликую массу, массовая культура, политика, спорт. Цивилизация

идет за культурой как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, никакие революции и классы дело не спасут.

Тойнби. Дает характеристику 21 независимой цивилизации, при этом Ь говорит, что более детальный анализ может уменьшить их число. I Остальные --- побочные, недоразвитые. Нельзя сравнивать экономические Ии др системы в современных странах. Единство истории - ложная (посылка о линейности развития, каждая цив проходит этапы возникновения, роста, надлома и распада. Сейчас сохранилось 5 цив:

китайская, индийская, исламская, западная и русская. Говорит о

прерывистом потоке чел жизни, который прерывается от одной цив к

другой. Цив приходится отвечать на вызовы природно и соц среды,, в

ответах на вызовы проявляется их стабильность и жизнеспособность.

Цивилизация развивается благодаря порыву, который ведет их от вызова

к новому вызову. Проблема вз личности и общ в центре

любой цив. Человек есть существо социальное, и общ жизнь есть

необходимое условие его формирования как личности. Развитие осущ благодаря

порывам гениев, преодол инертность

и враждебность соц окружения. Тогда развитие общ есть дело творческих

личностей. Распад общ --- вертикальный (на мелкие

общества и гос) и горизонтальный (классы и соц группы). Тут кроется и

объяснение классовой борьбы. В этом случае

поток соц жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе

бога, который он реализует.выступает за вселенскую церковь, духовное

совершенствование чел, это и есть жизнетворный центр сохранения

цивилизации.

Своеобразную концепцию исторического развития и существования общ предложил нем экзист Ясперс. в отличие от Тойнби, он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры, те объясняет историю с точки зрения религии. История имеет свое начало и конец. ЕЕ движение определяется силой Провидения. Линейная схема истории. Вера --- основа и смысл истории. Возможна ли общая для человечества вера, кот бы объединила народы и цив? Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто философская вера. Она всегда сущт в союзе со знанием. Безграничное познание и наука --- основной элемент философствования. Историческая ситуация. Истор эпохи отличаются друг от друга ситуациями, возможно формирование близких ситуаций, тогда они порождают родственные эпохи и процессы. Такое совпадение ситуаций произошло 800-200 гг днэ. в этот промежуток возникло в Китае, Индии, Персии, Палестине и др Греции духовное движение, сформировавшее тот тип человека, который сущ и поныне. Это осевое время истории, время рождения философской веры, мировых религии. Одновременно на Земле независимо друг от друга обр неск дух центров. Главный рез-т и характеристика осевого времени ---прорывмиологического созерцания, которое было характерно для доосевых культур. Чел пробудился к ясному мышлению, возникло недоверия к непосредственному эмпирическому опыту. Пред чел встали вопросы о его сущности и сущнии. Пробуждение духа стало началом общей истории, которое до того было разбито на локальные культуры. Человечество обречено на общность судьбы и единую веру, иначе оно погибнет. Установление взаимопонимания, открытость общ и культур религий ---необходимое условие сущ чел. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Цив характеризуются уровнем развития техники и чел как технологического субъекта. Зависит от распространенности орудий производства, в первую очередь машин. Древнее общество даже не стало доиндустр нив, не принимая даже сделанные изобретения. Как и всегда, общ не дозрело до них, хватало дешевой рабочей силы. Доиндустриальная ---

водяные и ветряные мельницы, пар, лесопильное, сукновальное, бумажное производство, всеобщее разделение труда, требующее многообразий орудия производства. Быстрый прогресс третичного сектора (после промышленности и с/х) -- умножение числа врачей, адвокатов, нотариусов, преподавателей, развитие горнодобывающей промышленности с гигантскими по тому времени устройствами для откачки воды и подъема руды. Расцвет городского ремесла. Атмосфера научных и технических открытий. Индустриальная цив --- промышленная рев. Экономический рост. Новшества зависят от потребностей рынка. Возникновение электричества. Стимулировалось развитием угольной промышленности, технологический базис стала составлять техника, заменившая физич усилия чел. Характеризуется изменением образа жизни во всей системе с/х, воспитания, навыков и др. Постиндустриальное общ --- информационное. Автоматизация производства полностью, микроэлектроника и информатика, интеллектуальные технологии, наукоемкость. Научно-техническая революция, опять изменение образования, образа жизни и досуга. Мобильность на фоне изменчивости условий труда и характеру труда.

\п@мраде

{\sf 38. Формирование публичной власти в процессе становления цивилизации. Государство, его эволюция, основные формы, социальные функции и их изменение.}

Ведущим звеном в системе политических отношений общ является государство. Это не случайно, так как главное в политических отношениях --- вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы гос могут воздействовать на все звенья политической системы общества. Главными средствами оказываются политика, административные акты, правовые нормы. Гос власть доминирует в общ и может добиваться своих целей разными средствами --- идеологическим воздействием, экономическим стимулированием, другими коса способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец аппарата. Связана с отношениями субординации, иерархии. Современная динамика соц процессов связана с процессом бюрократизации, кот подчиняет людей безличным правилам, с целью приспособления их к заданным функциям и предполагает наличие санкций за уклонение от правил.

В классово-антагонистических обществах гос находится в руках господствующего класса и используется для подавления своих соц противников. ТИп гос определяется, какому классу оно служит, то есть, в конечном счете, экономическим базисом. Основные типы гос совпадают с о-э формациями, на этапах перехода сущ переходные гос. Под формой правления понимается организация власти, характеризующаяся ее формальным источником, например, конст монархия. При респ власти --- народное большинство. С точки зрения гос устройства подразделяется на унитарные (единое гос образование), федерации (союз юридически относительно самостоятельных гос образований, кантонов, земель, штатов, республик), конфедерации (государственно-правовые объединения), важное значение есть в различении г с точки зрения сущ в них политического режима.

Функции гос внутренние и внешние. Внутренние --- защита существующего способа производства, экономического и социального устройства; охрана общ порядка и поддержание дисциплины; регулирование соц отношений, обеспечение соц защиты населения.Регулирование нац отношений, функция развития духовной культуры, идеологическая, хозяйственно-организаторская. Внешние--- защита интересов данного гос на международной арене, обеспечение обороноспособности страны, развитие нормальных отношений с др гос, развитие взаим сотрудничества на принципах мирного сосуществования.

Особое значение придается формированию правового гос. В нем особое значение приобретает принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной, разделение полномочий и функций'властей разного уровня. Правовое гос есть правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как с субъектами права.

Сам термин утвердился во второй половине 19 в. уже античными мыслителями был разработан ряд правил и положений, значимых для последующих представлений о прав гос. Идеальное гос Платона. Роль права в организации справедливой и устойчивой формы гос, право как регулирующая норма общения (Аристотель), государство -республика как дело народа и общий правопорядок (Цицерон).Римские юристы ---свободный индивид как субъект частного и публичного права. В новое время формирование понятий о правовом гос шло в русле утверждения доктрины естественного права, идеальном, вытекающем из природы человека (истоки еще от Платона). Здесь же возникли и социальные утопии. В новое время возникновение и укрепление светского юридического мировоззрения, критика феодального произвола, абсолютистских и полицейских порядков, признание свободы и равенства всех людей:, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых форм, средств и механизмов противодействия монополизации политический власти в руках отдельных лиц, слоев и организаций, становление концепции разделения (их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов) власти на законодательную, исполнительную и судебную, развитие теории и практики конституционализма. Спиноза, ЛОкк, Монтескье, Адаме. Философское обоснование прав гос дано Кантом, в учении которого требование категорического императива в политической форме предстает как республика --- правовая форма организации государственности с разделением власти. Республике Кант противопоставлял деспотизм, где отсутствует право и разделение властей. Систематическая фил гос как правовой организации разработана Гегелем. Гос как идея и система права, царство реализованной свободы. Отличительные признаки прав гос: верховенство правового закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование суверенной гос власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений инд, общ и гос.

\newpage {\sf 39. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.}

В исторической и фил литературе уже полтора века оживленно обсуждается вопрос о характере русской культуры и русского менталитета, в контексте их взаимодействия с культурами Востока и Запада.

С древних времен различают Восточную и Западную цивилизации. Исследования историков показали, что с самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность населения и др факторы. Системы рисового орошения, которые требуют снабжение водой из одного центра, во многим стимулировали развитие азиатского способа производства, для которого характерно единоначалие и общественный характер работ, иерархия соц привилегий, а в дух сфере --- ориентация на подчинение личностного сознания мировому абсолюту --- Богу, Небу, Солнцу, и его наместнику на земле ---императору или феодалу, господину. На развитие и особенности цив влияло и содержание религ и фил учений, которые, в свою очередь, определялись образом жизни и технологиями произ отношений. В Китае --- буддизм и конфуцианство, в Индии --- брахманизм и буддизм, философия йоги. Япония --- буддизм, синтоизм. Восток --- это так называемые традиционные общества (сюда же включаю Египет, Вавилон, исламскую культуру), и традиционные культуры, ориентированные на воспроизводство сложившихся соц структур, стабилизацию образа жизни. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В дух сфере --- религ-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно- волевая установка на созерцательность и безмятежность, отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный, характерен подход "одно в одном" или "все во всем", отрицание индивидуалистского начала и ориентация на коллективность, установка на адаптацию индивида к среде, а не изменению среды. Мистерия, интуитивизм, буддийская и исламская религиозные традиции, общинность, особый тип государственности, отсутствие равенства и свободы по общему закону. Формирование человека как послушного и добродетельного. Циклическое время.

Западная цивилизация развивалась по меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она активно изменялась-под воздействием науки, искусства, культуры, теперь под Западом понимается техногенная цивилизация, сложившаяся первоначально ^ Европе в 15-17 -вв. и распространившаяся в дальнейшем на Сев Америку, Австралию. Сейчас причисляют и Японию. Характерно безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, которое приводит к ускоряющимся прогрессивным изменениям техники и технологической базы общ и связанных с этим наук, непрерывное изменение и обновление той искусственно созданной человеком среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастанием динамики общ отношений, их быстрое изменение и трансформация. В культуре доминирует научная рациональность, христианская традиция, в том числе протестантизм, появление которого и ознаменовало формирование нового общ, просветительство, представительная демократическая власть, приоритет индивидуалистского начала перед коллективистским, развитие НТР. Время линейное и поступательное. Эта форма распространяет свое влияние постепенно на весь мир, в том числе и на восточные цивилизации, не только Японию, но и др.

ОТсюда проблемы России: можем ли мы воспринимать образцы западного поведения как идеал или они должны подвергнуться/критике; каков путь вхождения России в мировую цив --- зап или воет; что такое Россия вообще; каковы пути развития мир цив. Например, Япония, восприняв положительные традиции запада, осталась восточной по своему менталитету и способу усвоения человеческих ценностей. Культура России давно вошла в культуру Запада, что относится к христианству, соц утопизму, просветительству,элементам авангардизма и рационализма. Но в основном вошли рац слоем общественного сознания --- ТОлстым, Чеховым, Пушкиным и тд. При этом в России есть элементы всех цив, кроме того, есть целые регионы, чисто западные или чисто восточной культуры, типа бурятов. Элементы азиатчины ---община и коллективистски дух до сих пор, тяготение к деспотическому государству, религиозность и мистичность, при этом особое значение придается духовной сфере, нравственному совершенствованию человека. Несколько концепций.

1. Россия идет самобытным путем, узловые точки ее культуры, менталитета, исторического поведения не имеют ничего общего ни с зап, ни с воет типом, абсолютная самобытность, "русскость".

2. Россия по своим биокультурным истокам и своему менталитету

тяготея к западу, это просто недоразвитая часть зап культуры, должна

ориентироваться только на нее. Все положительные и прогрессивные

моменты в истории, то, что принимается положительным, всегда связано

с вестернизацией, проведением реформ западного типа. Это и Рюрик на

Русь пришел, крещение Руси, реформы Петра и Екатерины, отмена крепостного права,

рыночная экономика. Но при этом эта позиция приводит к некритическому

перениманию как хорошего, так и плохого, отрицательного в развитии.

Сбрасывается со счетов колоссальное обратное воздей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: