Философии.)

Скотская машина потерла мне два вопроса, поэтому конспективно.

Все множество проблем философского мировоззрения может быть объединено в 5 групп: 1) онтология; 2) гносеология; 3) антропология;

4) аксиология; 5) праксиология.

Онтология --- онтос - бытие --- первая философия, учение о бытие как таковом, независимо от его частных видов. Равнозначна метафизике как системе умозрительных всеобщих определений бытия. В ср века использовали арист метфиз для доказательства религиозных истин, что называли онт. В новое время онт --- особая часть метафизики, учение об сверхчувственной, нематериальной структуре существующего. Законченное выражение онт в этом виде получила у Вольфа, когда утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила онт путем абстрактно-дедуктивного и грамматического анализа ее понятий. Противоположная тенденция у Спинозы, Локка, франц материалистов, опираясь на данные науки, говорили о связи онт с логикой и гносеологией, подрывая ее значение как первой фил. Кант, Гегель - объявляли прошлую онт тавтологичной и бессодержательной, заменяя ее новой онт --- субъективным идеализмом Канта или логикой Гегеля. Попытки построить новую онт на объект-идеалист материале -Хайдеггер. Система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции. Подхвачена неотомистами.

Бытие как исходное интегральное понятие бедно и бессодержательно, если не рассматривать его в контексте других категорий философии, там оно становится конкретно-всеобщим. Таким образом, большая часть фил относится к разделу онтологии. В онтологии фил сталкиваются с рядом проблем, решение кот и определяет различие в мировоззрениях. Такие проблемы, как Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В чем заключается сущность мира? В зависимости от решения этих вопросов фил разделяются на материалистов и идеалистов, монистов, дуализм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм. В зависимости от первичности материи или идеи идет основное разделение, прием оба направления имеют свои великие имена.

Гносеология - гносис -знание --- наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. В гн в системе мир-человек коррелятом гносеологии явл познавательные субъективно-объективные отношения. Категории гн --- истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Гн изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность -обыденная, профессиональная или др. Эпистемология --- теория научного познания есть часть гн. рассмотрение специфики того или иного познания • не самоцель, изучение возможностей и форм достижения истины. онтология выступает предпосылкой теории познания. Все фил системы так или иначе связаны с гн, причем некоторые сводят к ней всю философию, отказ от онт.

Самоопределение гн как раздела --- Кант, критика чистого разума. Отличается от психологии тем, что для псих процесс мышления, ощущения, интуиция и тд связаны прежде всего с жизнедеятельностью индивида, а для гн --- средства постижения истины, познавательные способности или формы сущ-ния знания. Гносеол проблематика --- соотношение сознательного и материи, соотношение чувственного и логического, проблема отражения, приоткрывает сущность позн процесса ч-ка.Всегда играла сущ роль, неокантиант, махизм - единственная философия. Новая проблематика -математическая логика, лингвист фил, семиотика как средство достижения] истины и познания, исследование принципиальных возможностей автоматизации интеллектуальной деятельности ч-ка. Создание теорий, не имеющих непосредственного чувств подтверждения. Вопрос как относятся наши мысли об окр мире к самому этому миру? Можем ли мы получить или достичь верных представлений о мире? Познать внешнюю сторону явлений и их внутреннюю сущность? Как возможна математика, физика? Теперь и ОТО? Имеет ли прогресс знаний границы или нет? Агностицизм - непознаваемость мира. В видах --- непознаваемы сущности, либо мир есть только отражение, познаваемы лишь явления. Пуанкаре - познаваемы лишь отношения, но не сущности. Невозможно познать мир целиком.

Аксиология -- наука о ценностях. Сформировалась в 19-20 вв. хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности отождествлялись с бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе ид гос-ва Платона лежала идея справедливости. Парменид --- высшие ценности носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть мерило всех вещей. Аристотель - есть неск самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др) Возрожд ---- ценности гуманизма. Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме. Гегель разграничив ценности на экономические и духовные.

Считалась, что проблема ценностей есть вненаучное исследование, своеобразный способ видения мира. Теперь теории 3 видов. Объективно-идеалистические (неокант, интуитивизм) --- ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства. Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ, аффекто-волевая теория ценностей) --- ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъектиного отношения ч-ка к рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности(теория интереса, космический телеологизм)--- ценность как выражение естественных потребностей чел или законов природы в целом.

Ценность может рассматриваться как предмет, удовлет ту или иную потребность, как идеал, как соц норма, положительная как значимость чего-либо для ч-ка или группы. Ценность --- то, сто вызывает интерес. Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию. Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность --- человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни, самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни,-справедливость, свобода, красота, истина.

Ценности-средства есть промежуточные ц, но без них нельзя достичь БЦен. Они более подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со спецификой существования. Есть также рыночные ценности, к чему мы благополучно переходим. Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный, отсюда поле деятельности для акс. Она неразрывно связана с в первую очередь гносеологией и другими частями фил

Основной вопрос философии фиксирует онтологические и гносеологические отношения материи и сознания, без которого не может сущ-ть ни одна. фил концепция. Другие проблемы типа эстетич или этич потому и называются фил, что могут быть рассмотрены через призму гносеологии и онтологии.

\newpage

{\sf 21. Основные онтологические категории (бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое). Категории как высшие роды бытия и ступени познания.}

Категории --- формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства и законы природы, общ и мышления. Истоки уходят в прошлое. Аристотель ---' пробл категорий выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о некотором сущем с самим этим сущим. В высказываниях связываются понятия (роды и виды), выражающие общее в явлениях, и только с помощью этого мы понимаем друг друга, говоря о единичных явлениях. Для Канта катег --- всеобщие формы, в которых ы мыслим все воспринимаемые, априорные формы рассудка. Гегель—­категории есть способы полагания абс духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития. В неопозитивизме категории или игнорируются, или рассматриваются как субъективные и удобные формы вместилища данных опыта, языковые образования. Идеалистическая фил(неотомизм) относятся к чисто духовным трансцендентным сущностям. Маркс --- кат есть результат исторического развития общ познания, развития способов предметной практики. Основные категории --- материя и время, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Категории образуют взаимосвязи и систему, воспроизводящую объективную и исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в которых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Основные принципы: движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. Категории не образуют замкнутой системы, в ходе деятельности, в процессе которой ч-к преобразует мир, образуются новые категории и обогащается содержание старых.

КАТЕГОРИЯ БЫТИЕ И НИЧТО.

Учение о б. - онтология - одна из центр, проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы "Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?" Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные

формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвел, ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

История развития понятия бытия. Парменид --- бытие есть все

существующее, небытия нет вообще. Бытие неподвижно и вечно.

Гераклит --- бытие подвижно и вечно. Демокрит --- атомы и вещество

суть бытие, пустота - небытие. ПРи этом небытие не менее реально,

чем бытие. Платон --- истинное бытие есть

мир идеи, а материя -- это небытие. В дальнейшем можно трактовать

мир идей как общественное бытие. Плотин --- 4 вида бытия. Материя

неопределенная, материя в виде вещей, мир идей и единое.

Теософия --- бытие божественное, несотворенное, абсолютное,

надпространственное и бытие природное, сотворенное богом.

Маркс --- общественное бытие. Хайдеггер --- новая концепция бытия.

КАТЕГОРИЯ СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, СУЩЕСТВОВАНИЕ. Существование есть все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Нельзя ставить сущность выше сущ-ния, признавая сущ-ние чем-то временным, случайным, низменным. Но нельзя и наоборот, говоря, что либо сущности вообще нет, либо она непостижима и недоступна рассудку. Ни сущность, ни сущ-ние невозможны друг без друга. Сущность без сущ-ния есть застывший мир, царство полной неподвижности, а сущ-ние без сущности есть нечто временное, беспокойное, внешнее, случайное.

Развитие познания есть движ мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же облад подлинной действительностью только вследствие опред форм своего самообнаружения.(листья, цветы выраж во внешнем виде сущность растения) Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов.

Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутр связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связ элементов содерж объекта в их противоречиях, причинно-сл отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие сущности т.о. соотносительно с пон содержание, выражая однако не все содерж, а только главное, основное в нем. Сущность соотнес и с категорией качества, кот выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но зак и сущ не совпадают: мы знаем зак гравитации, не ведая ее физ сущности.

Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновения и принципы развития. При этом сущность обладает разной степенью глубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется от сущности одного порядка к суши другого, более глубокого. Порядок сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.

Сущность нерасторжима с формами своего проявления. Явление это проявл сущности: если сущ нечто общее, то явление - единичное, выраж какой-то момент сущности, если сущность есть нечто глубинное, то явл - внешнее, более богатое и красочное...Явление есть то, как сущн проявляет себя вовне: во взаимод со всем иным, втч и с нашими органами ч.

Явл -это непосредственно восприним свойства объекта, то или иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность - то качественное своеобразие предмета, определ его характерное лицо, кот может скрываться за его непосредственно наблюд проявлениями (зел цвет травы -явление.Сущность - физ свойства отражать свет)

И сущ и яв сущ объективно, это атрибуты объекта. Но яв есть функция, зависящая от объекта и его данности субъекту, а сущ есть собственно объективное кач объекта.

Диалектика сущности и явл - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет такой связи: одна сущность одно явл. Само явл достаточно неоднозначно и не всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для фил пробл кажимости, видимости..

Мы можем видеть мираж в пустыне, однако на его месте ничего ет, т.е. то,что мы видим лишь кажущееся. Однако с др стороны мираж - явление природы, а не зрительный фантом порожд обманом органов чувств, мы можем его сфотогор. Следов видимость есть сущность в одном из своих проявлений. Феномен "быть-казаться" выражает прежде всего факт несоотв сущности и ее вн проявления.

Итак, если явление обнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума закл в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо сущности.

Движ познания есть всегда движ от внешнего к внутреннему. Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только предм самого по себе, но и способа его взаимод с окруж средой. Кат внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теорет процедурам познания, связанным с допущением идеализированных объектов.

В истории познания пробл внеш и внутр подчас смыкалась с пробл сущности и явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле даже если мы познаем внутр строение объекта... мы не сможем сказать, что познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного, несущественного. Внутреннее может содержать и случ и несущ. Явление как правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же предполаг рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект сущности его. При этом нет однозначного соответствия сущность-явление. Одна сущность может быть выражена во многих явлениях, при этом одно явление может определятся многими сложными сущностями Переход от явл к сущ есть переход от описания к объяснению. Явление может характеризоваться как един, сущность -- как всеобщее. Сущность первого порядка может быть проявлением сущности второго, более глубокого порядка и тд. Сущность исследуемых явлений позволяет прогнозировать их в будущем. Агностицизм разрывает сущность и явл, говоря о непроявлении и непознаваемости сущ, считая ее первичной и приписывая ей божественное происхождение. Субъект идеализм отрицает сущность, говоря, что разум диктует законы природе, а явления есть элементы мира, комбинации психического и физического.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: