Основы построения взаимодействия

Установите психологический контакт

Перестаньте говорить, чтобы дать возможность больному высказаться

Устраните отвлекающие факторы.

Смотрите на говорящего.

Старайтесь уловить основную идею. Старайтесь уловить основную тему, повторяемую в беседе. Сосредоточьтесь на этой теме, а не на ее деталях.

Вслушивайтесь, как подается суть.

Старайтесь уловить то, о чем человек избегает говорить.

Отделите свои эмоции от реакции.

Будьте осторожны с интерпретациями.

Уважайте больного как человека

Сопереживайте, будьте открыты и искринни

4.Как должен вести себя врач с больными имеющими зубочелюстную аномалию

Поскольку зубочелюстная аномалия сегодня рассматривается как болезнь, а между пациентом, обратившимся за ортодонтической помощью, его близкими, ортодонтом и другим медицинским персоналом клиники устанавливаются долговременные многогранные взаимоотношения на весь период диагностического обследования и лечения (не менее 12 месяцев), то целесообразно рассмотреть принципы биоэтики в данной специальности.

Автономия личности — принцип биомедицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Согласно этому принципу, принятие надежного в этическом отношении медицинского решения о начале ортодонтического лечения основано на взаимном уважении врача и больного, их активном совместном участии в этом процессе, требующем компетентности, информированности пациента и добровольности принятия решения.

Медицинские вмешательства, связанные с удалением постоянных интактных зубов по ортодонтическим показаниям, должны проводиться с письменного согласия пациента, ознакомленного с их целью и возможными результатами. Этическим основанием принципа автономии личности выступает признание ее независимости и права на самоопределение. Таким образом, уважение автономии относится прежде всего к личности, обладающей возможностью и правом распоряжаться своей жизнью и здоровьем, вплоть до сознательного отказа от ортодонтического лечения, даже если это решение не будет совпадать с ортодонтическими показаниями, а имеющаяся зубочелюстная аномалия будет оказывать негативное влияние на морфо-функциональное состояние органов зубочелюстной системы. В этой части принцип автономии личности тесно связан с другим основополагающим принципом биоэтики — информированным согласием.

Информированное согласие — принцип биомедицинской этики, требующий соблюдения права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, в частности о состоянии здоровья зубочелюстной системы, об имеющихся нарушениях ее роста и развития, существующих способах их лечения и риске для здоровья, связанном с каждым из них. В автономной модели взаимоотношений этот принцип не жест доброй воли или желания врача, это его обязанность.

Информированное согласие — это коммуникативный диалог врача и пациента, предполагающий соблюдение ряда этических и процессуальных норм: учет психического состояния, уровня культуры, национальных и религиозных особенностей пациента, тактичность врача или исследователя, его моральные качества, способность обеспечить понимание информации пациентом. Правильное информирование о состоянии его зубочелюстной системы, степени сложности зубочелюстной аномалии, плане диагностики и лечения, его прогнозе, возможности удержания (ретенции) полученных результатов дают пациенту возможность самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу добровольного выбора.

Добровольность — еще один принцип биомедицинской этики, связанный с автономией пациента, весьма важный для ортодонта. Это уважение свободы волеизъявления личности. Данный принцип биомедицинской этики в ортодонтии предполагает самостоятельное принятие решения о начале ортодонтического лечения, согласие на медицинские манипуляции, планируемые в ходе курации, на медицинские исследования, связанные с планированием и проведением ортодонтического лечения. Все это — при условии информированности пациента и/или его близких, отсутствия внешнего принуждения со стороны врачей других специальностей, родственников и близких пациента. В свою очередь добровольность и отсутствие зависимости приводят к требованию и ожиданию конфиденциальности.

Конфиденциальность — принцип биомедицинской этики, проявляющийся во взаимном доверии между врачом и пациентом. Нарушение конфиденциальности ухудшает взаимоотношения пациента и врача-ортодонта и затрудняет выполнение последним своих обязанностей. Принцип конфиденциальности опирается на моральные соображения, по которым каждый индивид имеет право решать, кому и в какой мере он может передать свои мысли, переживания, чувства, обстоятельства жизни. Конфиденциальность предполагает строгое соблюдение врачебной тайны, надежное хранение врачом информации, полученной от пациента, анонимность проводимых исследований, минимизацию вмешательства в личную жизнь пациента.

Рассмотренные нами принципы автономии личности, информированного согласия, конфиденциальности, добровольности предполагают равенство и независимость партнеров (пациента и врача-ортодонта), активную роль пациента и его право на самоопределение в процессе лечения или обследования.

Особое место в этом ряду занимает категория «достоинство». В широком этическом контексте это прежде всего объективная самоценность, которой обладает каждый человек по праву своего рождения, потому что он человек. Отсюда — человеческое достоинство. Поэтому все люди, и пациенты в том числе, независимо от их социального статуса, психического и физического состояния и поведения, имеют равные права на признание и уважение собственного достоинства.

Уважение же человеческого достоинства в ортодонтии связано с обсуждением его внешних недостатков, эстетических нарушений лица, зубочелюстной системы с риском снижения самооценки пациента в ходе указанных обсуждений. В процессе обсуждения внешности пациента и планируемого изменения ее в результате ортодонтического лечения могут быть задеты чувства пациента, определяющие его сознание своего достоинства, которые проявляются во внутренней уверенности личности в собственной ценности, в сопротивлении попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость, в самоуважении (их может и не быть). Принцип уважения достоинства относится и к таким ситуациям, когда человек не в состоянии выразить свою волю, когда в силу своего физического или психического расстройства он совершенно не способен к автономным действиям. На практике это может быть отнесено к ортодонтическому лечению детей и подростков. В этих случаях решение о начале длительного, трудоемкого, связанного с физическим и психологическим дискомфортом и определенными ограничениями ортодонтического лечения, принимают родители, опекуны или близкие ребенка.

Особую роль в системе биоэтических принципов играют принципы целостности и уязвимости, выдвинутые европейскими биоэтиками. Эти принципы непосредственно связаны с уважением достоинства личности и затрагивают как физическую, так и психическую стороны жизнедеятельности индивида.

Целостность — это то, что обеспечивает тождественность личности самой себе, ее самоидентификацию, и поэтому не должно подвергаться манипуляциям или разрушению. Она связана с «жизненной историей» индивида, которая создается памятью. Иными словами, целостность личности — это ее уникальность, индивидуальность и неповторимость. К сожалению, ортодонтические вмешательства, имеющие благую цель восстановить окклюзию, устранить зубочелюстную аномалию, часто бывают связаны с нарушением целостности. Необходимость минимизировать нарушения целостности при ортодонтическом лечении требуют сегодня разработки этических и правовых норм.

Уязвимость как принцип биоэтики следует понимать в двух смыслах. В первом — как характеристику любого живого существа (не обязательно человеческого), каждой отдельной жизни по своей природе конечной и хрупкой. В этом смысле уязвимость как общая характеристика жизни может иметь более широкое, чем биоэтическое значение: она может стать связующим звеном между социально и морально отчужденными в обществе людьми, объединив их в поисках преодоления собственной уязвимости. В определенной мере ортодонтическое лечение, направленное на морфофункциональную гармонизацию зубочелюстно-лицевой системы и повышение самооценки пациента, соответственно результатам лечения может рассматриваться как борьба с психологической уязвимостью человека, стремлением минимизировать или «отодвинуть» ее. Правда, здесь есть опасность лишить человека опыта боли и страданий, которые очень значимы в нашем восприятии действительности.

Второе понимание уязвимости — в более узком смысле — относится к отдельным группам малоимущих пациентов, имеющих показания к ортодонтическому лечению, но не имеющих материальных возможностей его проведения. В данном случае принцип уязвимости лежит в основе особой заботы, ответственности, эмпатии по отношению к другому, более слабому и зависимому. Он требует для своей реализации соблюдения еще одного принципа биоэтики — принципа справедливости.

Справедливость в рамках гуманистической биоэтической парадигмы это принцип, предполагающий реализацию социальной программы, в соответствии с которой обеспечивается равный доступ всех слоев и групп населения к общественным благам, в том числе качественного лечения зубочелюстной аномалии. Согласно принципу справедливости, польза для пациента всегда должна превышать научный или общественный интерес.

Таким образом, сведение воедино универсальных биоэтических принципов, значимых для ортодонтической практики, демонстрирует прежде всего их концептуальное единство и, следовательно, «работоспособность» в любых условиях. Фундаментальные биоэтические принципы должны рассматриваться как нормы защиты личности. Приверженность этим принципам врача, проводящего длительное, дорогостоящее и трудоемкое ортодонтическое лечение, в определенной степени обеспечивают ему повышение имиджа, конкурентоспособности, авторитета среди пациентов и коллег.

Рассмотренные основополагающие принципы биоэтики не исчерпывают собой методологическую базу моральной регуляции в биомедицине. К ее базисным основаниям относятся также высшие моральные ценности, выступающие формой проявления и дополнения биоэтических принципов.

5. макропрепарат атеросклероз и пристеночный тромбоз аорты

Интима аорты неровная. За счет многочисленных выступающих в просвет фиброзных бляшек, часть из которых с разрушенными покрышками.в том числе с обызвествлением, атероматозом и тромботическими наложениями. Видны тромб массы, плотно прилегающие к стенке аорты. Тромб массы сухие, плотные, крошащиеся, серо-красного цвета, с гофрированной поверхностью.

Билет №9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: