зачисленных в специальную группу с ЗПР

Институт коррекционной педагогики РАО

Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении

ПРОТОКОЛ

ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ С ЗПР

ПЕДАГОГОМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ

Научный руководитель:

Канд. пед. наук,

Шевченко С.Г.

Педагог-дефектолог:

Ваганова Г.Н.

Кузнецова И.А.

Протокол

Первичного обследования 6 летних детей,

зачисленных в специальную группу с ЗПР

I. Эмоционально-волевая сфера и поведение ребенка

· Контакт с педагогом, эмоциональная реакция на обследование /легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и др./

· Понимание инструкций и цели задания /выслушивает инструкцию до конца, задает ли уточняющие вопросы, достаточно ли устной инструкции или необходим показ и т.д./

· Характер деятельности при выполнении заданий /интерес, сосредоточенность, общая работоспособность, возможность использовать помощь/.

II. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений.

· Сведения ребенка о себе и своей семье.

* Как твое имя?

* Как твоя фамилия?

* Сколько тебе лет?

* В каком городе живешь?

* На какой улице ты живешь?

* Как имя и отчество мамы?

* Как имя и отчество папы?

* Сколько человек в твоей семье?

* Сколько взрослых, детей?

* Как зовут брата, сестру?

* Кто в семье старший, младший?

· Представление о труде родителей и взрослых из ближайшего окружения

* Что на работе делает врач?

* Что на работе делает учитель?

* Что на работе делает повар?

* Где и кем работает мама?

* Где и кем работает папа?

· Временные понятия: последовательность, количество, сравнение времен года.

* Сколько времен года ты знаешь?

* Какое сейчас время года?

* Какое время года наступит после осени?

* Какое время года наступит после зимы?

* Какое время года наступит после весны?

* Какое время года наступит после лета?

* Чем отличаются осень и лето?

* Чем они похожи?

· Способность ориентироваться в пространстве - практическое выполнение заданий:

* Покажи левую руку, правое ушко у себя.

* Покажи правую ногу у куклы.

* В какой руке девочка держит шар?

* На какой ноге стоит девочка?

* Покажи и назови, что находится справа, слева, вверху, внизу, посередине, впереди, сзади, ближе, дальше?

· Конструктивная деятельность:

а) Воспроизведение по памяти образца из 5 - 7 палочек и объемных фигур

* Построй как у меня.

б) Сюжетная разрезная картинка из 5 - 7 частей

* Была фотография, её разрезали, а ты сложи целую.

Отметить, представляет ли ребенок конечную цель или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самооценка работы.

III. Обследование знакомых родовых понятий.

· Назови одним словом:

* Юбка, плащ, рубашка, шорты

* Валенки, туфли, ботинки, кеды

* Сковорода, сахарница, кастрюля, чашка

* Стол, стул, шкаф, кровать

* Пароход, трамвай, самолет, поезд

* дятел, воробей, голубь, ворона

* Черника, земляника, крыжовник, малина

* Роза, тюльпан, ромашка, васильки

* Груша, лимон, слива, виноград

* Свекла, репа, помидор, картофель

· Конкретизация понятий

Назови, какие знаешь:

* обувь

* игрушки

* посуду

* одежду

* птиц

* рыб

* животных

* цветы

IV. Обследование мышления

· Серия картин “Кораблик”

* Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Отметить правильность установления последовательности событий картинок, причинно - следственную связь.

· Исключение 4-ой лишней картинки.

* Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя.

· Ответить на вопросы по рассказу типа “Горькое лекарство”.

У Тани заболела мама, пришел доктор и прописал маме горькое лекарство.

Мама пьет лекарство и морщится. А Таня предлагает маме: “Мама, дай я

выпью это лекарство”.

* Правильно ли сказала Таня?

* Почему она так сказала?

V. Обследование памяти.

· Назови имена воспитателей.

· Расскажи стихотворение.

· Посмотри картинки /до 7/, назови; запомни их порядок. Закрой глаза /2 - 3 сек./ - порядок картинок в это время меняется.

* Что изменилось?

* Чего не стало?

· Посмотри картинки. Послушай, какие я назову и положи их в том же порядке /4 картинки из 6/.

VI. Обследование элементарных математических представлений.

· Анализ первого десятка.

* Посчитай до 10 и обратно.

* Считай от 2 до 6

* Считай от 8 до 3

* Сосчитай, сколько палочек

Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс счета от итога

· Количественные отношения

* Где елочек больше, меньше? /3 и 4, 4 и 5, 5 и 2/

* Чего больше - яблонь или груш?

* Чего меньше?

* На сколько больше?, меньше? - разница на 1

* Сделай так, чтобы яблок и груш стало поровну.

* Как это можно сделать по-другому?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним? Каким?

· Счетные операции

* 2 + 1

* 4 + 1

* 3 - 1

* 5 - 1

Если ребенок легко считает в пределах 5, то дать в пределе 10

· Решение арифметических задач.

а) На нахождение суммы

* На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?

б) На нахождение остатка

* На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?

· Геометрические фигуры:

* Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

* Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал/

· Цвет.

а) Покажи квадраты:

* Красный

* Оранжевый

* Синий

* Фиолетовый

* Желтый

* Зеленый

* Белый

* Коричневый

* Черный

б) Назови, какого цвета эти квадраты?

* Красный

* Оранжевый

* Синий

* Фиолетовый

* Желтый

* Зеленый

* Белый

* Коричневый

* Черный

VII. Обследование языковых представлений.

· Звуковой анализ слова

а) Какой звук слышен в начале слова?

* Аня

* Утро

* Оля

б) Какой звук слышен в конце слова?

* Суп

* Лук

* Кот

* Мука

* Шары

в) Назови звуки в словах типа

* Мак

* Шуба

· Выделение слов в предложении

* Объяснение задания на примере: Маша гуляет. Повтори предложение. Ты сказал 2 слова. Первое - Маша, второе - гуляет. Повтори первое слово, второе слово.

* Собака лает. Первое слово - собака. Назови второе.

* Река замерзла. Повтори предложение. Назови первое слово, второе слово.

* Оля собирает цветы. Повтори. Назови первое, второе, третье слово.

VIII. Обследование речи.

· Общее звучание речи:

* Темп

* Разборчивость

* Голос

* Дыхание

Отмечается на основе выполнения предыдущих заданий.

· Состояние артикуляционного аппарата:

* Губы

* Зубы

* Прикус

* Небо

* Язык

· Произношение и различение звуков.

а) Гласные А,У, О, И, Ы.

б) Согласные

 
 


С - С Ш Р - Р

З - З Ч Л - Л

Ц Ж

Щ

Т - Т В К - Г Б

Т - Д В К Х Д

в) Повтори за мной

л - Илья и Юля гуляют по аллее.

с - ш Саша идет по шоссе.

Машинист сошел с подножки.

з - ж У Зои желтый зонт.

У Жени железная лопата.

с - ч Сачок, учусь, качусь.

У Сонечки семечки.

т - ч Учитель, птичка, течет, молчать.

Речка течет, печка печет.

ч - щ Чаща, часовщик, щеточка.

Часовщик чинит часы.

с - ц Спица, синица, сахарница.

Курица сидит на лестнице.

щ - с Усищи, хвостище.

Вася рвет щавель на щи.

л - р Лара, мармелад, зеркало.

Лара разбила тарелку.

· Сформированность фонематического восприятия

а) Выделение звука из ряда звуков

* Хлопни, когда услышишь звук “а”

* Хлопни, когда услышишь звук “м”

б) Повторение серии из 3-х звуков и простых слогов

* ауэ

* уио

* са - за - са

* са - ца

* ша - са - ша

* га - как - га

* та - да - та

* ра - ла - ра

* са - ся

* ля - ла

в) Подбери картинки со звуком:

* “м”

* “т”

г) Дифференциация звуков в словах - паронимах

* гости - кости

* удочка - уточка

* букет - пакет

* дачка - тачка

* груши - кружки и др.

· Произношение слов сложного слогового состава

а) По картинкам

* милиционер

* мотоцикл

* мотоциклист

* виноград

* клумба

б) На слух

* аквариум

* велосипедист

* парикмахер

* фотографироваться

* подстригаться

* тренироваться

в) Фраза

* Над мухомором летает стрекоза.

* На перекрестке стоит милиционер.

· Обследование словарного запаса

а) Назови на себе:

* подбородок

* затылок

* ресницы

* брови

* локоть

* ногти

* туловище

б) Назови на картинках

Предметный словарь

* гусеница

* вертолет

* яблоко

* тигр

* обезьяна

* стрекоза

* чемодан

* градусник

* стакан

* грабли

* лев

* слон со слоненком

Глагольный словарь

* покупает

* взлетает

* отъезжает

* рисует

* конструируют (собирают)

* вяжет

* регулирует

* пашет

* разбрасывает

Качественный словарь

* Волк какой?

* Ведро какое?

* Груша какая?

Слова - антонимы

Будем подбирать слова “наоборот”

* У меня дом большой, а у тебя?

· Речевая деятельность

а) Составление рассказа по сюжетной картинке

* Посмотри на картинку и придумай рассказ по ней /”В лесу”/

б) Лексико - грамматические средства языка

* Назови детенышей животных по картинкам

отвлеченно У волка -

У белки -

У ежа -

У тигра -

У льва -

У гуся -

* Предлоги / в игре / - в, на, над, под, около, за, из-за, из-под

- Куда положила матрешку?

- Откуда достала матрешку?

в) Морфологические средства языка

Существительные единственного и множественного числа в им. и р.

падежах

* Назови на картинке: Это лист, а это...?

* У меня есть листья, а у тебя нет чего...?

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных

суффиксов

* Скажи ласково - это мяч, а это...?

Согласование числительного и существительного

* Посчитай пуговки на рубашке.

* Посчитай окна в комнате.

* Посчитай стулья в комнате.

IX. Состояние мелкой моторики.

* Покатай пальчиками палочку.

* Нарисуй, как падают листья.

* Дорисуй грибы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: