Институт коррекционной педагогики РАО
Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении
ПРОТОКОЛ
ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ С ЗПР
ПЕДАГОГОМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ
Научный руководитель:
Канд. пед. наук,
Шевченко С.Г.
Педагог-дефектолог:
Ваганова Г.Н.
Кузнецова И.А.
Протокол
Первичного обследования 6 летних детей,
зачисленных в специальную группу с ЗПР
I. Эмоционально-волевая сфера и поведение ребенка
· Контакт с педагогом, эмоциональная реакция на обследование /легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и др./
· Понимание инструкций и цели задания /выслушивает инструкцию до конца, задает ли уточняющие вопросы, достаточно ли устной инструкции или необходим показ и т.д./
· Характер деятельности при выполнении заданий /интерес, сосредоточенность, общая работоспособность, возможность использовать помощь/.
II. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений.
· Сведения ребенка о себе и своей семье.
* Как твое имя?
* Как твоя фамилия?
* Сколько тебе лет?
* В каком городе живешь?
* На какой улице ты живешь?
* Как имя и отчество мамы?
* Как имя и отчество папы?
* Сколько человек в твоей семье?
* Сколько взрослых, детей?
* Как зовут брата, сестру?
* Кто в семье старший, младший?
· Представление о труде родителей и взрослых из ближайшего окружения
* Что на работе делает врач?
* Что на работе делает учитель?
* Что на работе делает повар?
* Где и кем работает мама?
* Где и кем работает папа?
· Временные понятия: последовательность, количество, сравнение времен года.
* Сколько времен года ты знаешь?
* Какое сейчас время года?
* Какое время года наступит после осени?
* Какое время года наступит после зимы?
* Какое время года наступит после весны?
* Какое время года наступит после лета?
* Чем отличаются осень и лето?
* Чем они похожи?
· Способность ориентироваться в пространстве - практическое выполнение заданий:
* Покажи левую руку, правое ушко у себя.
* Покажи правую ногу у куклы.
* В какой руке девочка держит шар?
* На какой ноге стоит девочка?
* Покажи и назови, что находится справа, слева, вверху, внизу, посередине, впереди, сзади, ближе, дальше?
· Конструктивная деятельность:
а) Воспроизведение по памяти образца из 5 - 7 палочек и объемных фигур
* Построй как у меня.
б) Сюжетная разрезная картинка из 5 - 7 частей
* Была фотография, её разрезали, а ты сложи целую.
Отметить, представляет ли ребенок конечную цель или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самооценка работы.
III. Обследование знакомых родовых понятий.
· Назови одним словом:
* Юбка, плащ, рубашка, шорты
* Валенки, туфли, ботинки, кеды
* Сковорода, сахарница, кастрюля, чашка
* Стол, стул, шкаф, кровать
* Пароход, трамвай, самолет, поезд
* дятел, воробей, голубь, ворона
* Черника, земляника, крыжовник, малина
* Роза, тюльпан, ромашка, васильки
* Груша, лимон, слива, виноград
* Свекла, репа, помидор, картофель
· Конкретизация понятий
Назови, какие знаешь:
* обувь
* игрушки
* посуду
* одежду
* птиц
* рыб
* животных
* цветы
IV. Обследование мышления
· Серия картин “Кораблик”
* Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
Отметить правильность установления последовательности событий картинок, причинно - следственную связь.
· Исключение 4-ой лишней картинки.
* Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя.
· Ответить на вопросы по рассказу типа “Горькое лекарство”.
У Тани заболела мама, пришел доктор и прописал маме горькое лекарство.
Мама пьет лекарство и морщится. А Таня предлагает маме: “Мама, дай я
выпью это лекарство”.
* Правильно ли сказала Таня?
* Почему она так сказала?
V. Обследование памяти.
· Назови имена воспитателей.
· Расскажи стихотворение.
· Посмотри картинки /до 7/, назови; запомни их порядок. Закрой глаза /2 - 3 сек./ - порядок картинок в это время меняется.
* Что изменилось?
* Чего не стало?
· Посмотри картинки. Послушай, какие я назову и положи их в том же порядке /4 картинки из 6/.
VI. Обследование элементарных математических представлений.
· Анализ первого десятка.
* Посчитай до 10 и обратно.
* Считай от 2 до 6
* Считай от 8 до 3
* Сосчитай, сколько палочек
Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс счета от итога
· Количественные отношения
* Где елочек больше, меньше? /3 и 4, 4 и 5, 5 и 2/
* Чего больше - яблонь или груш?
* Чего меньше?
* На сколько больше?, меньше? - разница на 1
* Сделай так, чтобы яблок и груш стало поровну.
* Как это можно сделать по-другому?
Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним? Каким?
· Счетные операции
* 2 + 1
* 4 + 1
* 3 - 1
* 5 - 1
Если ребенок легко считает в пределах 5, то дать в пределе 10
· Решение арифметических задач.
а) На нахождение суммы
* На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?
б) На нахождение остатка
* На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?
· Геометрические фигуры:
* Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
* Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал/
· Цвет.
а) Покажи квадраты:
* Красный
* Оранжевый
* Синий
* Фиолетовый
* Желтый
* Зеленый
* Белый
* Коричневый
* Черный
б) Назови, какого цвета эти квадраты?
* Красный
* Оранжевый
* Синий
* Фиолетовый
* Желтый
* Зеленый
* Белый
* Коричневый
* Черный
VII. Обследование языковых представлений.
· Звуковой анализ слова
а) Какой звук слышен в начале слова?
* Аня
* Утро
* Оля
б) Какой звук слышен в конце слова?
* Суп
* Лук
* Кот
* Мука
* Шары
в) Назови звуки в словах типа
* Мак
* Шуба
· Выделение слов в предложении
* Объяснение задания на примере: Маша гуляет. Повтори предложение. Ты сказал 2 слова. Первое - Маша, второе - гуляет. Повтори первое слово, второе слово.
* Собака лает. Первое слово - собака. Назови второе.
* Река замерзла. Повтори предложение. Назови первое слово, второе слово.
* Оля собирает цветы. Повтори. Назови первое, второе, третье слово.
VIII. Обследование речи.
· Общее звучание речи:
* Темп
* Разборчивость
* Голос
* Дыхание
Отмечается на основе выполнения предыдущих заданий.
· Состояние артикуляционного аппарата:
* Губы
* Зубы
* Прикус
* Небо
* Язык
· Произношение и различение звуков.
а) Гласные А,У, О, И, Ы.
б) Согласные
С - С Ш Р - Р
З - З Ч Л - Л
Ц Ж
Щ
Т - Т В К - Г Б
Т - Д В К Х Д
в) Повтори за мной
л - Илья и Юля гуляют по аллее.
с - ш Саша идет по шоссе.
Машинист сошел с подножки.
з - ж У Зои желтый зонт.
У Жени железная лопата.
с - ч Сачок, учусь, качусь.
У Сонечки семечки.
т - ч Учитель, птичка, течет, молчать.
Речка течет, печка печет.
ч - щ Чаща, часовщик, щеточка.
Часовщик чинит часы.
с - ц Спица, синица, сахарница.
Курица сидит на лестнице.
щ - с Усищи, хвостище.
Вася рвет щавель на щи.
л - р Лара, мармелад, зеркало.
Лара разбила тарелку.
· Сформированность фонематического восприятия
а) Выделение звука из ряда звуков
* Хлопни, когда услышишь звук “а”
* Хлопни, когда услышишь звук “м”
б) Повторение серии из 3-х звуков и простых слогов
* ауэ
* уио
* са - за - са
* са - ца
* ша - са - ша
* га - как - га
* та - да - та
* ра - ла - ра
* са - ся
* ля - ла
в) Подбери картинки со звуком:
* “м”
* “т”
г) Дифференциация звуков в словах - паронимах
* гости - кости
* удочка - уточка
* букет - пакет
* дачка - тачка
* груши - кружки и др.
· Произношение слов сложного слогового состава
а) По картинкам
* милиционер
* мотоцикл
* мотоциклист
* виноград
* клумба
б) На слух
* аквариум
* велосипедист
* парикмахер
* фотографироваться
* подстригаться
* тренироваться
в) Фраза
* Над мухомором летает стрекоза.
* На перекрестке стоит милиционер.
· Обследование словарного запаса
а) Назови на себе:
* подбородок
* затылок
* ресницы
* брови
* локоть
* ногти
* туловище
б) Назови на картинках
Предметный словарь
* гусеница
* вертолет
* яблоко
* тигр
* обезьяна
* стрекоза
* чемодан
* градусник
* стакан
* грабли
* лев
* слон со слоненком
Глагольный словарь
* покупает
* взлетает
* отъезжает
* рисует
* конструируют (собирают)
* вяжет
* регулирует
* пашет
* разбрасывает
Качественный словарь
* Волк какой?
* Ведро какое?
* Груша какая?
Слова - антонимы
Будем подбирать слова “наоборот”
* У меня дом большой, а у тебя?
· Речевая деятельность
а) Составление рассказа по сюжетной картинке
* Посмотри на картинку и придумай рассказ по ней /”В лесу”/
б) Лексико - грамматические средства языка
* Назови детенышей животных по картинкам
отвлеченно У волка -
У белки -
У ежа -
У тигра -
У льва -
У гуся -
* Предлоги / в игре / - в, на, над, под, около, за, из-за, из-под
- Куда положила матрешку?
- Откуда достала матрешку?
в) Морфологические средства языка
Существительные единственного и множественного числа в им. и р.
падежах
* Назови на картинке: Это лист, а это...?
* У меня есть листья, а у тебя нет чего...?
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов
* Скажи ласково - это мяч, а это...?
Согласование числительного и существительного
* Посчитай пуговки на рубашке.
* Посчитай окна в комнате.
* Посчитай стулья в комнате.
IX. Состояние мелкой моторики.
* Покатай пальчиками палочку.
* Нарисуй, как падают листья.
* Дорисуй грибы.