В социологии религии сложились и существуют сегодня несколько направлений, В основе каждого из них лежит то ли иное общее представление о характере социологической реальности и исходном принципе ее объяснения. Социальные теоретики Реформации, такие, как Гоббс, Локк, Юм отнюдь не видели в религии такую силу, которая по самой природе своей благотворна для общества. Идеологи поднимающегося к власти "третьего сословия" видели в конкретной религии — католической церкви, часть феодальной системы, ее опору, препятствующую переменам. Радикальная критика религии этого времени в лице французских просветителей (Гольбах. Дидро) призывали упразднить религию и поставить на ее место разум и мораль. Более умеренное направление Просвещения признавало социальную полезность религии в принципе, исходя из того, что никакое общество не может существовать без того, чтобы его центральные институты признавались неприкосновенными. Локк видел единственную возможность обеспечить такое положение вещей в "приватизации" религии, ее отделения от государства как частного, предоставленного решению индивида "дела. Другой вариант решения этой проблемы предложил Руссо. Фактически, в работе "Об общественном договоре" (1762) Руссо, и зарождается тезис будущей социологии религии о религии как интегрирующем общество факторе. Догматы этой гражданской религии просты и немногочисленны, это триада деизма: существование бога, бессмертие и добродетель — "святость общественного договора и законов". Тот, кто не принимает эти догматы, не верит в них, должен быть исключен из общества как, "человек противообщественный, неспособный искренно любить законы".
|
|
Маркс полагал, что религия выступает как иллюзорное восполнение действительного бессилия человека, как "дух бездушных порядков", как "сердце бессердечного мира", как "опиум народа". Религия — порождение классового антагонизма, который она стремится затушевать, вместо того, чтобы способствовать его революционному преодолению. В отличие от Маркса О. Конт пришел, в конечном счете, к заключению, что общество, пришедшее на смену феодальному в результате революционных потрясений и наполеоновской эпохи, не сможет существовать без религии, только не католической, а — новой религии, основанной на культе человечества как единого "Великого существа".
В последующем в социологии религии определились два направления: 1) идущее от Дюркгейма и его единомышленников, которые главной функцией религии считали интеграцию общества, и 2) идущее от Маркса и представленное в социальной науке XX в., прежде всего, Вебером, который связывал религию с конфликтом и представлял ее в первую очередь как фактор социального изменения.
|
|
Долгое время, начиная с 1920-х гг. в социологии религии доминировал интеграционистский подход. В 50-е гг. XX в. вновь возрождается интерес к Веберу и его методологии. Интеграционистский подход подвергается критике за односторонность, исключительное внимание к институтам, обеспечивающим целостность и стабильность общества, игнорирование конфликтов и дезинтегративных тенденций, связанных с религией. Однако со временем эти подходы начинают восприниматься социологами как взаимодополняющие. На этой основе получил развитие неоэволюционизм (Т. Парсонс, Р. Белла). Вместе взятые обозначенные подходы - анализ религии как "социального факта" (Дюркгейм) и как "социального действия" (Вебер) - дали возможность достаточно полно понять социальную структуру и функции религии на макросоциологическом уровне.