Тема 3.2 Философия и религия

Проблема происхождения религий и учений о Боге до сих пор в науке вызывает множество споров. Сторонниками и противниками религии выдвигалось множество ее решений. Однако пока нельзя сказать, что научное и массовое сознание разделяет одну-единствен-ную точку зрения. Какие же, например, предлагались ответы на вопрос о происхождении религий? Рассмотрим несколько наиболее известных версий.

Теологическая теория внутренней религиозности человека. Ее основная идея состоит в том, что Бог предполагается реально существующим всемогущим высшим существом. Человек, утверждают сторонники этой теории, это всегда в прошлом внутренне чувствовал и ощущает по сей день. Из этого внутреннего ощущения и появляется идея о неком высшем существе — Боге, рождается стремление понять Его и формируется религия как одна из форм духовной жизни общества.

Идеалистическая концепция Георга Гегеля была близка вышеотмеченной теории. Гегель утверждает, что истоки религии находятся в самом человеке, в его духе и разуме, так как человеческий дух есть отражение Мирового Духа. Через человека Мировой Дух познает самого себя и окружающий мир. Религия — один из важнейших инструментов этого познания.

Антропологическая теория Людвига Фейербаха. Фейербах полагал, что не Бог порождает человека, а наоборот — человек порождает Бога. Как это возможно? Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное всемогущее существо (Бога). Поэтому духовные качества Бога — это качества самого человека. Что заставляет человека отчуждать свою духовную сущность и придумывать Бога? Зависимость и страх перед природой, ее непостоянство, неподвластность и враждебность человеку. Религия порождается желанием человека освободиться от бед и тревог и получить благо, но не через себя, а через высшее существо — Бога.

В этом мировоззренческом русле находится и материалистическая гипотеза Фридриха Энгельса. Ее суть — религия появляется как фантастическое отражение в головах людей реальных внешних сил, которые господствуют над ними. В этом отражении реальные земные силы становятся божественными и неземными. Позже последователи Фейербаха, Маркса, Энгельса и Ленина пытались обосновать, что Бог и духовные существа были выдуманы древней элитой для управления народными массами. Однако очевидно, что такое объяснение является слишком упрощенным и может быть справедливым (в лучшем случае) только частично.

Психологическая концепция религиозности (Зигмунд Фрейд и др.). Ее главная идея — представления о Боге появляются в результате естественного взаимодействия человека и природы, когда человек еще не обладает реальными познаниями ее законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враждебным и неведомым ему миром природы и внутренним миром инстинктов.

Теософская теория происхождения религий (Елена Блаватская и др.) совмещает в себе идеалистическую теологию и научный материализм. Ее суть: высшие духовные существа реально существуют, но не являются сверхъестественными, а представляют собой космические формы жизни более высокого уровня развития, чем человек. В своей истории человек много раз имел возможность наблюдать их различные проявления. В искаженном виде это отражалось в религиозных учениях о богах, ангелах и прочих мистических существах. Все духовные учения появились под влиянием этих высокоразвитых существ, которые инициировали их развитие в соответствии с уровнем эволюции сознания конкретной нации и историческим моментом. В каждой религии человеку приоткрывались определенные грани истины. Однако полученное знание со временем искажалось, что вызывало необходимость его обновления и развития в новом духовном учении.

Мы видим, что все приведенные теории, по всей видимости, содержат определенные элементы истины, но вместе с тем решают проблему происхождения религий с какой-то одной стороны или в какой-то одной плоскости. Вероятно, в появлении религиозных представлений о Боге определенную роль сыграли и духовные, и психологические, и материальные факторы, значение каждого из которых в каждом конкретном случае, конечно, могло быть совершенно различным.

Религиозное понимание Бога и теология

Представление о Боге является одним из важнейших элементов человеческой культуры. Вся история общества с древнейших времен до современности в значительной мере связана либо с утверждением Бога, либо с Его отрицанием. Что же такое Бог? В самом общем смысле Богом обычно называют некое высшее, всемогущее Существо, которое творит мир и им управляет. Так понимается Бог в большинстве религиозных учений, по крайней мере, их последователями.

Каждая развитая религия имеет свою теологию, то есть учение о Боге. Теология и богословие — понятия-синонимы. В первых средневековых европейских университетах именно теология занимала главное место среди изучаемых дисциплин. Теологии может сопутствовать религиозная философия. Ее цель, как правило, заключается в разумном разъяснении истин Священного Писания. В периоды господства религиозных учений философия нередко теряла свою самостоятельность и выступала орудием теологии. Так было в Европе в Средние века (период господства христианской церкви). Так было в арабском мире (период господства исламского богословия). Религиозные учения напрямую связаны с идеей о Боге. По одной из версий, понятие «религия» происходит от латинского слова «religare», которое означает соединение, связывание, объединение, союз. Исследователи и теологи полагают, что оно указывает на воссоединение человеческой души с Богом — главную цель религии.

Интересно, что древнее санскритское понятие «йога» так же пере-водят как «связь», «сообщение», «соединение». Йога направлена на установление особой связи между человеческим сознанием и Высшим Духовным (космическим) Сознанием. Характерно, что религиозные учения нередко использовали йогическую технику развития такой связи. Например, в христианстве это проявилось в исихазме — одном из мистических течений восточного христианства. В исламе элементы йоги повлияли на суфизм. Йогические методы духовного совершенствования широко применяли последователи буддизма, индуизма, даосизма. Такая взаимосвязь религиозных учений и йоги как метода духовной практики вовсе не случайна. Однако она еще слабо изучена наукой.

Разновидности религиозных учений

Первые представления о Боге появляются в глубокой древности в период господства мифологического мировоззрения. Они в большинстве своем были достаточно примитивными, хотя и отражали в искаженной форме некоторые реальные процессы и явления природы. Позже эти представления получили свое развитие в национальных и мировых религиях, которые пришли на смену первобытным религиозным верованиям. Таким образом, все многообразие религиозных учений делят на три большие группы — первобытные верования, национальные религии и мировые религии (соответственно: «естественные» религии, религии закона, религии откровения). Как правило, выделяют четыре основные формы первобытных верований — фетишизм, тотемизм, анимизм, первобытная магия.

Фетишизм — это наделение особыми, сверхъестественными свойствами какого-либо предмета и последующее поклонение ему. Таким предметом может быть клык животного, камень, дерево, изображение (икона) и т. д. Как правило, фетишизм является следствием зависимости человека от господствующих над ним сил природы, от которых он пытается найти защиту в сверхъестественных свойствах естественного предмета. Однако в этих, казалось бы, наивных взглядах есть определенное рациональное зерно - предметы, имеющие сильные наслоения психической энергии человека, могут действительно проявлять необычные свойства.

Тотемизм — это вера в существование родственной связи между группой людей (племенем, родом, общиной) и их мифическим животным или растительным предком. Такой предок считается мис-

тическим покровителем рода. Ему надлежит поклоняться, приносить жертвы и всячески задабривать. Изображение этого мифического предка (тотем) является священным. Подобные верования были распространены, например, у североамериканских индейцев.

Анимизм — это вера в существование душ и духов, которыми наделяются различные объекты, процессы и явления природы. Первобытный человек думал, что душа есть у пещеры, в которой он укрывается; у реки, из которой он берет воду; у неба, которое посылает на него гром или солнечный свет и так далее. По мнению ряда исследователей, в этих наивных убеждениях также есть рациональное зерно. Оно заключается в искаженном представлении первобытного человека о всеобщей оживотворенности природы, которое позже нашло свое выражение в гилозоизме (философское учение о том, что все в природе является живым).

Первобытная магия — это вера в возможность воздействия на людей, животных и процессы природы с помощью особых ритуальных действий. Например, считалось, что магическими действиями можно вызвать дождь, навести заклятие на животное или человека, излечить человека от болезни. Наука долгое время это отрицала и считала магию выдумкой неразвитого человеческого сознания. Однако в XX веке были достоверно установлены и зафиксированы факты бесконтактного влияния человека на различные объекты. Это заставило ученых начать пересматривать старые представления о человеке и его возможностях. С точки зрения развивающейся энер-го-информационной концепции, подобные феномены объясняются как действие психической энергии человека, способной при определенных условиях влиять на внешние условия.

Определенные пережитки первобытных верований у малоразвитых и даже цивилизованных наций сохраняются и в настоящее время. Как правило, они смешиваются с господствующей в этом регионе национальной или мировой религией.

Национальными называются религии, имеющие распространение в пределах ограниченного географического пространства среди определенных наций и народностей. Таких религий было и остается достаточно много. Выделим из них наиболее известные и значительные.

Индуизм (брахманизм): древняя и современная Индия. Последователи — 481 млн человек (Количество последователей здесь и далее приводится по состоянию на 1980 г).

Конфуцианство: древний и современный Китай. Последователи — 154 млн человек.

Даосизм: древний и современный Китай. Последователи — 30 млн человек.

Олимпизм: Древняя Греция. Сейчас не существует.

Орфизм (орфическое учение): Древняя Греция. Сейчас не существует.

Зороастризм: Древняя Персия и Индия — современная Центральная Азия и Закавказье. Последователи — 276 тыс. человек.

• Иудаизм: Древняя Иудея — современный Израиль и другие государства, в которых проживают евреи. Последователи — 15 (?) млн человек.

Синтоизм: древняя и современная Япония.

• Вуду: древняя и современная Африка, а также другие государства, в которых проживают выходцы с Африканского континента.

Бон-по: Древний Тибет. В настоящее время эта религия в чистом виде почти исчезла. Существует как элемент некоторых течений тибетского буддизма.

На начало XXI века к числу мировых религий было принято относить буддизм, христианство и ислам. «Мировыми» их называют потому, что они распространены по всему земному шару и имеют большое количество последователей.

Буддизм: появляется в Древней Индии в VI веке до нашей эры. Основателем буддизма явился принц-отшельник Сид-харта Гаутама, получивший духовный титул Будда (Просветленный). Буддизм развивался как этико-философское и религиозное учение. Основные течения религиозного буддизма — Хинаяна и Махаяна. Последователи — 256 млн человек.

Христианство: появляется на Ближнем Востоке в I веке. Основатель христианства — иудейский духовный учитель — Иисус Христос. В Средние века единое христианство разделяется на две своих разновидности — западное христианство (католицизм) и восточное христианство (православие). Несколько столетий спустя, в результате попыток реформации католицизма, от него отделяется новое христианское течение, получившее название — протестантство. В рамках католицизма, православия и протестантства существует множество раз личных течений и сект. Последователи христианства — 998 млн человек.

Ислам (мусульманство): появляется на Аравийском полуострове в VII веке. Основатель арабский пророк Мухаммед. Основные религиозные разновидности ислама называются шиизм, суннизм и суфизм. Последователи — 592 млн. человек.

Многообразие религиозных и философских представлений о Боге

В истории развития религии и философии существовало множество всевозможных представлений о Боге. Оказывается, Бог в различных учениях порой понимался совершенно различно. На специфику представления о Боге накладывали свой отпечаток многие обстоятельства — исторический период развития общества, культурные традиции, степень развития философии и науки. Различные представления о Боге нередко являлись причиной не только острых теологических и философских дискуссий, но и религиозных конфликтов и даже войн. Сколько существует богов — один или множество? Как выглядит Бог? Можно ли описать Бога человеческими понятиями и изобразить с помощью художественных средств? Похож ли Бог на человека? Эти и многие другие вопросы волновали теологов и философов в течение многих сотен и тысяч лет.

Постепенно различные представления о Боге получили соответствующие терминологические обозначения, которые в настоящее время широко используются в науке. В целом эти представления можно разделить на две группы — по количественному и качественному пониманию Бога. Первая группа представлений связана с ответом на вопрос — сколько существует Богов? Вторая группа представлений отвечает на вопрос — как следует понимать (представлять) Бога и какова Его роль в создании и управлении миром?

Вопрос о количестве Богов имеет два основных ответа. Они называются политеизм и монотеизм.

Политеизм означает многобожие. В таких религиях предполагается, что существует множество богов. Например, такая особенность характерна для одной из древних египетских религий, для олимпийской религии в Древней Греции, для брахманизма и индуизма в Древней Индии. В частности, в индуизме насчитывается до нескольких тысяч различных богов, на вершине иерархии которых находятся три верховных Бога — Брахма, Вишну и Шива. Политеизм характерен для ранних религиозных культов. Постепенно с развитием общества он вытеснялся монотеизмом.

Монотеизм означает единобожие. В монотеистических религиях принято считать, что в мире существует только один Бог. Таковы, например, христианство, ислам и некоторые другие религии.

Вопрос о качественном понимании Бога имеет значительно больше альтернативных ответов. Некоторые из них характерны для религиозно-мифологического мировоззрения, некоторые — для философского.

Зооморфизм — это представление Бога в облике животного. Такое представление характерно, например, для Древнего Египта (богиня Бастет в образе кошки и др.), Древней Индии (бог Хануман в образе обезьяны или бог Ганеша в образе человека с головой слона и др.) и других стран и религий. Зооморфизм — типичная черта неразвитого религиозно-мифологического сознания. Представления о Боге здесь еще скованы мифологическим натурализмом. Человек приписывает сверхъестественные качества каким-либо значимым для него животным, которых начинает воспринимать как «священных животных».

Антропоморфизм — это очеловечивание Бога, наделение его качествами и даже обликом, характерными для человека. Так, например, представлялись боги в Древней Греции. Они могли испытывать любовь или ненависть, чего-то хотеть или от чего-то уклоняться, могли иметь жен и мужей, у них появлялись дети. И вообще греческая мифология им приписывала человеческий облик. Например, бог-громовержец Зевс представлялся в образе могучего старца. Богиня любви Афродита — в образе прекрасной молодой женщины.

Иногда антропоморфизмом отличались не только ранние религиозные культы, но и развитые религиозные учения. Например, церковное христианство, в котором, по крайней мере, Бог Сын (Иисус Христос) наделялся человеческими чертами и человеческим обликом. В исламе эта проблема решалась иначе. Там Мухаммед воспринимался не как Бог, а как человеческий пророк Бога Аллаха. Однако сам Бог Аллах, полагали многие исламские теологи, не имеет человеческого облика и не может быть представлен человеческим рассудком.

Теизм — самое распространенное религиозное понимание Бога, в котором Бог воспринимается как верховная, всемогущая, абсолютная личность, творящая мир и им управляющая. Теизм не всегда означает прямое очеловечивание Бога. Но всегда предполагается, что Бог имеет атрибуты личности — волю, мышление, чувства и т. д. Важным моментом здесь является и то, что Богу в мироздании приписывается самая главная роль. Он создает природный и общественный миры, осуществляет план спасения человека, может вмешиваться в естественный ход мировых событий, и, вообще, все в мире зависит от Бога (фатализм). Таково понимание Бога в традиционном церковном христианстве (за исключением христианского пантеизма) и традиционном исламе (за исключением суфизма и исламской фалсафы).

Деизм — это философское представление, в котором Бог сотво-ряет мир и устанавливает в нем законы, после чего не вмешивается в естественный, закономерный ход природных процессов. Здесь, очевидно, роль Бога в мироздании оказывается скромнее, чем в теизме. Такая точка зрения была широко распространена в Европе в Новое Время (эпоха Просвещения) в период интенсивного развития науки. В этот период философы начинают осознавать закономерность природы, что исключает необходимость вмешательства некой сверхъестественной силы. Поэтому этой силе, то есть Богу, отводится функция творца мироздания и причины природного движения.

Деизм для своего времени был достаточно прогрессивной формой философского мировоззрения, которое освобождало культурное пространство от диктата богословского миропонимания и способствовало развитию научного познания мира и человека. Деизма придерживались, например, такие известные мыслители, как Мари Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Готфрид Лейбниц, Михаил Ломоносов и др.

Пантеизм — философское мировоззрение, в котором Бог воспринимается как некая духовная сила (энергия), пронизывающая все мироздание в каждой его частице. Пантеизм отличается от теизма и деизма прежде всего тем, что Бог здесь не рассматривается в качестве какого-то существа, имеющего волю и мышление. Бог в пантеизме понимается безлично. Его невозможно представить в наглядной форме, так как тут требуется определенное абстрактное мышление. Его невозможно изобразить художественными средствами, так как Он не имеет формы, хотя присутствует во всех элементах природного мира как скрытая сила. Это может быть, например, Мировой Закон, Абсолютная Идея, Абсолютное Пространство.

Пантеисты полагали, что искра божественной огненной энергии присутствует и в каждом живом существе. Но эту потенциальную божественность необходимо раскрыть. Тогда человек становится богочеловеком — высокоразвитым духовным существом, каким стали, например, Будда и Христос. Сторонниками пантеизма в различные эпохи были Платон Афинский, Николай Кузанский, Якоб Беме, Николай Коперник, Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, Елена Блаватская, Елена Рерих и другие мыслители.

Атеизм — это отрицание Бога во всех его видах и формах. Атеисты отрицают любое представление о Боге как о некой Высшей Силе. Высшим существом они считали человека, в котором отрицали бессмертное духовное начало. Атеизм тесно связан с материалистическим мировоззрением и широко распространяется в Новое и Новейшее время. Хотя истории известны и древние атеисты, например в Индии (философская школа чарвака или локаята). Самые известные философы-атеисты в Европе — Гольбах, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, в России — Владимир Ленин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: