Проблема отчужд-я чел. в общ. в новелле Гофмана «Крошка Цахес»

«Крошка Цахес» (1819) — знаменат. и по мысли и по хар-ру искусства повесть Гофмана, в циклы не вошедшая, стоящая отд. Образ Цахеса — порождение самой низшей, зато и первоосновной сферы соврем. общ-ва. Цахес — это сама материя общ. жизни в ее поразительных, хотя и повседн. парадоксах

нов. бытие в лит-ре. Некот.мотивами «К.Ц» переклик-ся со сказкой «Зол.горшок». Но история Ансельма-это фантастич.феерия, а герой «К.Ц»-студент Бальтазар участвует в борьбе против политич.деспота и тирана. «К.Ц.» – соц.сатира Гофмана. Бальтаз.во мн.похож на Ансельма. Он по натуре своей поэт. Гофман надел.своего героя даром истинного прозорливца. Он поэт и видит окруж.людей такими, каковы они на сам.деле;никакое колдов-во не заставит романтич.героя в уродливом негодяе и карьеристе признать особу, достойную славословия и пиетета. Бальтазар потому и есть истин.романтич.герой, что вступ.в поединок с оборотнем и злодеем, кот.похищает все, что попад.в поле его зрен. Образ мал.уродца отраж.пристрастие ром-ков к гротеску. В представл.ром-ков грот.образ выраж.те темн., непостиж.силы, кот.стоят на пути к гармонии и красоте. Уродл.горбун в «К.Ц» не столько реал.несчастн.сущ-во, сколько олицетв-е темн.инстинктов чел.,его корысти. Попытка добросерд.феи помочь ему приводит к тому, что Цахес приносит несчастье всем, кто с ним соприкас-ся. История уродца Цахеса, превратив-ся в могуществ-го министра Циннобера, выраж.суть бурж.отнош-й, основан.на присвоении плодов чуж.труда. Гофман, как проницат. Худ-к уловил, что в окруж.его мире успеха добив. Ничтож-ва, кот.удается присвоить себе на пользу чужие таланты и способн-ти. Цахес делает карьеру в княж-ве, кот.само по себе преврат.в фикцию. Крохотное княж-во не может проводить к-либо самостоят.политику. Однако его правитель тщится ввести просвещ-е. В «К.Ц» осмеяна некая нереал.программа просвещ-я, в кот.полезное смешано с нелепым, важн-с безделицей. Просветит.мероприят.предлагает ввести бывш.лакей, ставший ныне министром. Обычно-министр-слуга своего повелит-я. Гофман переставил эти понятия местами. В его сказке лакей предлаг.своему князю: выруб.леса, сделать реку судоходной, развести картоф.,улучш.сельск.школы, науч.юнош-во распевать на 2 голоса утр.и вечерн.молитвы и привить оспу. Сатирич.направлен-ть в том, что Гофман, перечисляя важн.просветит.акции, включ. В этот перечень то, что действит-но делалось в Пруссии по приказ.короля. Гофман созд.пародию на философию здрав.смысла и трезвую рассудочн-ть, кот.опред-ли суть умчтвен.жизни Герм.на руб.веков. Гл. к чему призыв.лакей-министр-это изгнан.из страны волшебн., фей, магов в несущ-ю страну Джинистан. Гофман саркастич.изображ.офиц. просветителей, кот.укрепляли свой авторитет в княж-ве, когда их противн.изгоняли невесть куда. В повести немало шаржиров-х портретов ученых, кот.,не постигнув прир.,тем не мен. Поверхн-но судят о ней, глубокомыслен.доказ-я, наприм., что темнота происх.от недостатка света. Невежда, убежден.в своем всезнайстве,-едва ли не сам.ненавистн.враг сатирика Гофмана. Только среди невежд и чинуш возможна карьера Циннобера. Сказочн.повесть Гофм., как и полаг-ся произвед-м этого жанра, заверш-ся торжеством справ-ти и счастливым воссоедин-м любящ.сердец Бальтазара и Кандиды. Но идиллия, кот.ждет их в буд.мало привлек-на:благополучие и уют лишены романтич.ореола. Филистерская утопия в финн.повести закон-на. Автор с грустью констатирует непреод-ю власть реальности,кот.неизбежно подчин.себе романтич.мечты.

Таким образ., идея, легшая в основу сказки о Цахесе, скорее страшна: ничтож-во захватыв. власть путем присвоения (отчуждения) заслуг, ему не прин-х, а ослепленное, оглупленное общество, утрат-е все цен. критерии, принимая ничтожество за важн. человека, творит из него кумира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: