Социальные и нравственные проблемы романа Диккенса «Домби и сын»

Роман «Домби и сын» Диккенс писал в 1846-48, он раскрывает антигуманную сущность буржуазных отношений. В нем рассказывается о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей – дочери Флоренс и сына Поля, о смерти первой его жены и об уходе из дома второй – красавицы Эдит. Но это не «семейный роман», потому что с его страниц встает сама Англия, представленная множеством лиц и характеров, многообразием противоречий, контрастов, событий. Через семейный отношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. Здесь показана связь и взаимодействие между отдельными сторонами и явлениями жизни, что свидетельствует о прекрасном знании ее автором.

Нравственно-эстетический идеал Диккенса формировался под влиянием литературно-эстетических традиций эпохи Просвещения, предромантизма и романтизма, под воздействием идейно-художественных достижений создателей английского нравоописательного романа первой трети XIX века, а также - реалистов "блестящей плеяды", современников писателя. Весьма значительную роль в складывании представлений Диккенса об эстетическом и нравственном совершенстве сыграл фольклор. Вместе с тем, эти представления находятся в тесной связи с социальным и политическим климатом эпохи, в которую жил и творил английский реалист.

Характер нравственно-эстетического идеала позднего Диккенса тесно связан с присущей писателю концепцией мира и человека. Критикуя буржуазное общество, Диккенс наделял своих героев из народа лучшими нравственными качествами, а представителей буржуазии и аристократии изображал, как правило, лицемерными и жестокими. Такое противопоставление основано на мысли о единстве этического и эстетического, свойственной Диккенсу и традиционной для классического английского искусства. Сочетание критического анализа действительности с утверждением непреходящих нравственных ценностей - одна из ведущих особенностей творческого метода писателя.

Нравственно-эстетический идеал выступает в творчестве Диккенса как. действенный протест против социальной несправедливости. Потому суждения о морализаторском характере его произведений не всегда представляются справедливыми.

Нравственно-эстетический идеал находит воплощение в целостной художественной системе писателя. Способами его реализации • служат система образов, принципы изображения характера, приемы авторских оценок, сюжет и композиция произведения. В романах 1860-х годов особое значение приобретает характер - прежде всего, характер сложный, неоднозначный. С таким человеческим характером Диккенс связывает выстраданную доброту - свойство, особенно действенное в борьбе со злом, так как оно проистекает не из наивности, а из трезвого взгляда на жизнь и веры в торжество справедливости. Существование в мире нравственной силы, сконцентрированной в подобных характерах,.дает, по Диккенсу, надежду на победу добра над злом.

Художественное обоснование такой надежды находится в тесной связи с той ролью, которую играет в поздних романах Диккенса категория воображения. Атмосфера чудесного, созданная воображением, увлекая читателя, призвана победить покорную уверенность в неизбежности безрадостного существования и, вместе с тем, передать реальную действительность в ее основных закономерностях.

Центром романа становится фигура мистера Домби, особенности характера и денежные интересы которого влияют на судьбы других людей. Он и сам ощущает себя центром вселенной. В своих близких Домби видит лишь послушных исполнителей его воли, покорных служителей фирмы. Он и сам уже давно перестал быть человеком, а превратился в деловой механизм. Если что-то и способно пробудить его интерес, то это – деньги. Лишь богатство он способен ценить и уважать.

Домби лишен внутреннего тепла, он источает холод. Это типичный буржуа с присущим ему снобизмом, стремлением проникнуть в аристократическую среду, презрительно относящийся ко всем, стоящим ниже его на общественной лестнице. Самоуверен и чопорен. Не замечает страданий и слез своей дочери. Для него Поль – наследник и продолжатель «дела».

Мир Домби противопоставлен в романе миру простых людей. Это имеет вполне определенный социальный смысл, и вместе с тем такое противопоставление основано на свойственной Диккенсу представлении о прекрасном как о единстве правды, добра и любви. Утверждаемый в романе нравственный идеал объединяет в себе черты социального и эстетического идеала писателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: