Г.фон Клейст. Тема рока, бессмысленности, непредсказуемости, жестокости бытия. Конфликты трагедий и новелл

В романтическую эпоху Клейст держался особняком. Творческий метод Клейста определяют различно, находя в его созданиях черты романтика, классициста, просветителя и реалиста. Объясняется это самобытным талантом Клейста, который, обладая исключительным художественным даром, использовал те приемы и средства различных направлений в искусстве, которые наиболее соответствовали его замыслам.

Он создает трагедию на сюжет древнегреческого мифа «Пентесилея», историческую трагедию «Принц Гомбургский», новеллы «Маркиза д’О», «Землетрясение в Чили», «Михаэль Кольхаас» и др.

Драматические и новеллистические шедевры Клейста поражают мрачным колоритом и совершенством формы.

«Разбитый кувшин» (1804) – единственное произведение Клейста, написанное в комическом ключе. Драматург проявил себя знатоком народной речи и деревенских обычаев. Действие его комедии происходит в Голландии, но по сути все напоминает Германию конца 18 века. Деревенский старик судья Адам ведет следствие по поводу разбитого им же самим кувшина. Комический эффект составляет то, что обвинитель и обвиняемый – это одно лицо. Все осложняется тем, что Адам ведет разбирательство в присутствии ревизора – судебного инспектора Вальтера, который выводит судью на чистую воду.

«Разбитый кувшин» - комедия положений и характеров, обрисованных ярко, в истинно народной манере. Очевидна и социальная направленность комедии, в которой зло высмеяно феодальное судопроизводство и произвол властей.

Проза Клейста отличается также четким, последовательным развитием авторской мысли. Напряженность сюжета, его нарастающий динамизм контрастирует со сдержанной, почти суровой манерой вести повествование. В событиях немало таинственного, но все диковинное находит логическое обоснование. Совпадение идейных позиций автора и героя не делает их двойниками, как это свойственно романтикам. Клейст для своих новелл избирает такие конфликты, которые проверяют справедливость известных истин.

Так, в новелле «Землетрясение в Чили» влюбленные, не совершившие церковного обряда, вызывают гнев и проклятье религиозных фанатиков. Их ждет неминуемая смерть. Но начавшееся землетрясение уравнивает их со всеми, грешники и праведники одинаково беззащитны в момент катастрофы. Но землетрясение прекратилось, и все возвращается на круги своя. Клейст не морализирует, в новеллах его нет итогового авторского резюме, он заставляет читателя осознать, сколь относительны людские установления в сопоставлении с законами природы. Испытание воспитывает героев новеллы, после рокового бедствия происходит переоценка всех жизненных представлений.

Среди произведений Клейста самое значительное по силе трагического звучания – «Михаэль Кольхаас». Герой, именем которого названа новелла, - реальное историческое лицо, жившее в 16 в. Торговец лошадьми, человек благочестивый и законопослушный, он был обижен дворянином, который отнял у него его лошадей и глумился над ними.

В новелле показано, как праведник превращается в преступника. Это трагично, потому что происходит разрушение личности достойнейшего человека. Михаэль Кольхаас ищет справедливости, требуя, чтобы юнкер, нарушивший закон, был наказан. Когда власти игнорируют прошение лошадиного барышника, он сам на свой лад добивается, чтобы его иск был удовлетворен. Он творитразбой и произвол. Отсутствие общественного правосудия калечит человека. Трагическая безысходность свершившегося может быть объяснена тем, что честный, уважающий себя и других человек превосходит по своим нравственным качествам общественные установления, беззаконие провоцирует преступление.

Драма Клейста трактует в особом ее образе ту власть вещей, денег, имуществ, которая с новой энергией обуяла послереволюционную Европу. У Клейста это «власть земли», майоратные страсти. Если в драме его дано средневековье испанское, преобразованное в немецкое, то оно ничем не сродни идеальному, наивному, невинному сред-невековью в драмах и в романах берлинского его друга, простоватого Фуке. Уже и феодальная земля у Клейста отравлена, и в ней уже все подвержено терзаниям собственности, — назойливые для самого Клейста и для его современников, они оказываются стародавней силой, проходящей насквозь эпохи и эпохи.

Имущественные страсти старинных феодалов Клейст изображает по внушениям новейшего социального опыта. Уже у Клейста получила силу позднеромантическая концепция: мир фетишизирован, околдован мертвой материей, расколдовать его могут только любящие — они

сохранились как живые, неовеществленные лица, как живые души, с них может и должно начаться возрождение. Клейст существенно отличается от более поздней «драмы

судьбы», где все навсегда заболочено, все плывет в туманах вековой предопределенности, человек не смеет спорить, шевельнуться по-своему, и ему предоставлен только право принимать на себя по порядку все ему приготовленное. Герои Клейста противодействуют судьбе, и

сам он, автор, сохраняет перед ней свою самостоятельность. У Клейста хаос выходит на большую волю, действующие лица проходят через ощутимейшие нравственные истязания, ои создает, говоря словами Гете, подлинное «смятение чувств». Один из парадоксов поэтики Клейста в том, что значительность, одухотворенность вещи, у него изображенной, прямо пропорциональна ее незначительности, ее малозаметности в обычном восприятии. Вещь, которая всегда и всем казалась безличной, у Клейста может стать, хотя бы на минуту, неким колоссальным лицом. Клейст изображает мир в состоянии такой потрясенности, когда всякая разумная иерархия в нем смещена, и оттого-то у Клейста самое бессмысленное может становиться смыслом. Лица, жесты, позы выражают у Клейста состояние души непосредственно, тело владеет душой, у души больше нет автономии.

35.Бальзак "Отец Горио".

Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов 19 в. Гл особ-ть его тв-ва состоит в том, что он написал историю целого общ-ва, к-рую назвал потом «Человеч.комедия». В своих произв-ниях он стремился правдиво и беспощадно показать совр. ему Францию, показать реальную жизнь своих современников, поэтому его романы затрагивают огромное кол-во тем. Герои произв-ий— врачи, гос деятели, ростовщики, светские дамы,— переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, сотворенного гениальным художником.

Герои, именами к-рых названы романы, не стремятся к богатству и славе, они хотят иметь семью, любить своих детей и быть ими любимыми. На первый взгляд, это норм. человеч.стремления. Но только на первый взгляд, так как даже естест. человеч. желания не могут осуществиться там, где правят деньги и расчет.

В романе «Отец Горио» дейст-е разворач-ся в Париже,где расположен 4ехэтажный дом. Это пансион, в к-ром за различную плату проживают незаметные люди. Здесь можно встретить бывших лавочников, мелких чиновников в отставке, вдов на пенсии, тихо доживающих свой век. Здесь находят пристанище и те, кто только начинает свой путь, — отпрыски небогатых семейств, приехавшие в Париж из провинции, бедные студенты, сироты-бесприданницы. Здесь же, в гуще маленьких людей, скрывается под обличьем коммерсанта и беглый каторжник.

Когда Горио только появился в пансионе неск-ко лет назад, то был еще крепким мужчиной. Он поразил воображение хозяйки Воке своими дорогими костюмами, указывающими на то, что он чел-к состоятельный. Хозяйка пансиона подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превратился в дряхлую развалину, жалкого бедняка. Вместо фрака стал носить тряпье, отказался от табака. Из лучшей комнаты перебрался в каморку на чердаке.

Хоз-ка не знала, чем объяснить такую перемену,а потому настроила против старика всех. Только один из них — студент Растиньяк — глядел на старика с сочувствием. От него мы и узнаем историю жизни Горио. И история эта весьма печальна.

В молод-ти Горио был рабочим-вермишелыциком, Он нажил состояние на том, что во время послереволюцион. голода продавал муку по высоким ценам. «Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом», а все чув-ва — на любовь жене и 2ум дочерям. Вне лавки и вне семьи у него не было никаких интересов. Жена Горио умерла рано, и он воспитывал дочерей. Он отдал им всю свою любовь, наряжал, баловал их,дочери стали его кумирами. Горио «возносил их над собой, любил даже то зло, к-рое терпел от них». А с годами это зло становилось все ощутимее.

Дочери выросли, и папаша Горио, наделив каждую богатым приданым, выдал их замуж. Обе фактически отреклись от старика отца, к-рый отдал им все. Отец Горио являет собой один из самых ярких примеров людей, одержимых страстями; неуемное развитие таких страстей, которое приводит к полному разрушению личности, ставшей их жертвой, — одна из наиболее характерных черт искусства Бальзака. Ведя своего героя от уступки к уступке, от одной жертвы к другой, Бальзак приводит его к полному краху. Горио весь ушел в отцовское чув-во, у него нет ничего в мире, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти становится слабостью, ведет Горио к гибели.

36. Проблема воспитания в романе Ш.Бронте "Джейн Эйр".

Этой книгой было положено начало многочисленным жизнеописаниям автора «Джейн Эйр», и, как правило, творчество Бронте «выводилось» из обстоятельств ее жизни, тогда как на самом деле она противостояла этим тяжелым обстоятельствам, рождалась из духа протеста.Мысли и чувства, родившиеся искалеченной, одинокой жизнью сестер Бронте, наделенных силой чувств и богатым воображением, запертых «как в тюрьме, в открытом для всех ветров пасторском доме на болотах Вест-Райдинга..., Шарлотта передала в высокой любви Рочестера к Джейн Эйр, в захватывающей истории Люси Сноу в «Городке», — писал в книге «Роман и народ» английский критик Р. Фокс.Романы Шарлотты Бронте привлекли внимание значимостью проблематики, мастерством захватывающего рассказа, образами героинь, наделенных сильными чувствами, смелостью, непоколебимыми моральными принципами, способными самостоятельно принимать решения.Ее книги осуществили переворот в представлениях о морали. Своеобразным манифестом борьбы за женские права стал роман «Джейн Эйр», а «Ширли» и «Городок» укрепили эту мысль. Роман «Джейн Эйр» принадлежит к наиболее значительным произведениям английской литературы. Новаторский характер его заключается в том, что героиня смело отстаивает свое человеческое достоинство, право на самостоятельную трудовую жизнь и любовь. Созданный образ свободолюбивой и мятежной женщины, которая серьезно размышляет о жизни, глубоко ощущает и вслух заявляет о своих стремлениях и взглядах. В образе Джейн Эйр Шарлотта Бронте воплотила свои представления о современной женщине, способной устроить свою жизнь и стать не только женой, но и достойным другом мужчине. В условиях викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление предельной смелости взглядов автора.Героини, похожей на Джейн Эйр, не было ни у Ч. Диккенса, ни у В. Теккерея, ни даже у Э. Гаскелл, которая перекликалась с Шарлоттой Бронте в трактовании женских характеров. В романе речь идет об обычной девушке, вынужденной вести борьбу за существование. Детство Джейн проходит в Ловудском приюте. Система воспитания основывается здесь на подавлении воли и любого проявления непокорности. Жестокие наказания, суровый режим делают детей безропотными и безмолвными. Много кто из них оказывается сломанным морально. Такова и Элен Берне. Но Джейн Эйр находит в себе мужество для сопротивления. «Когда нас бьют без причины, — говорит она Элен, — мы должны отвечать ударом на удар — иначе и быть не может, — вдобавок, с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас!».Джейн умная и наблюдательная, ее чувства сильные, порывы искренние, слова правдивые. Богат и ее духовный мир. Став гувернанткой в доме помещика Рочестера, оказавшись в среде провинциального дворянства, Джейн явным образом превосходит окружающих, ее взгляды противоречат общепринятым представлениям. Она не принимает отношения к браку как к удобной сделке, в ее душе живет мечта о любви, она стремится к независимости и праву самостоятельно выбрать себе спутника жизни. Сила влияния и чары романа Шарлотты Бронте — в правде чувств, в их истинности, в объединении реального с романтическим, в захватывающей истории простой маленькой гувернантки, способной на большую и самоотверженную любовь, гувернантки, которая смогла найти свое счастье.В книге «Джейн Эйр» имеется бессмертный мотив Золушки, которая возникает в образе, похожем на самого автора, а из-за этого и целиком реальной Джейн Эйр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: