Спрос – желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах.
Цена спроса – максимальная цена, которую могли бы заплатить покупатели при данном кол-ве товара или услуг.
Величина спроса – максимально возможное кол-во данного блага, к-ое может приобрести данный покупатель за данный период времени при данных условиях.
Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.
Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса умен-ся по мере увел-я цены.
Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.
Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – уменьшение спроса.
Функция спроса – завис-ть объма спроса от определяющих его факторов (цена, доход, вкус и предпочтение потребителей и др.).
Qd = f (P,…,I,T)
Qd – объем спроса на данный товар; P – цена; I – денежный доход; T – вкусы и предпочтения потребителей.
|
|
Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.
Предложение – это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.
Величина предложения – максимально возможное кол-во благ, к-ое продавцы готовы реализовать на рынке при определенной цене, заданных ожиданиях, ценах на факторы произ-ва, ценах на родственные по произ-ву блага.
Цена предложения – минимальная цена, на которую согласились бы продавцы при данном кол-ве товара или услуг.
Закон предл-я: при прочих равных условиях повышение цены приводит к увел-ю объема предл-я и, наоборот.
Функция предл-я – завис-ть объема предл-я от определяющих его факторов (цена, технология, прир.усл-я и др.).
Qs = f (P,….,T,N)
Qs – объем предл-я данного товара
T – применяемая технология
N – прир.усл-я
Рыночн.равновесие устан-ся в рез-те конкуренции между покупателями и продавцами.
Равновесная цена устан-ет интересы покупателей и продавцов; она выгодна для всех.
Если рыночная цена нах-ся выше равновесного уровня, тогда на рынке неравновесная ситуация – «избыток». Конкуренция между продавцами приведет к постепенному снижению цены, вплоть до равновесного уровня. Рыночное равновесие будет восстановлено.
Если рыночная цена ниже равновесного уровня, то возникает «дефицит». Конкуренция между покупателями приводит к тому, что продавцы повышают цену на свой товар. Постепенно рыночная цена приближается к равновесному уровню.
Равновесие по Вальрасу
|
|
Вальрас рассм-л разность между объемами спроса и предл-я при определенной цене. Рыночное равновесие достиг-ся путем измен-я рыноч.цен. При избытке предл-я необх-мо сниж-е цен, при избытке спроса необх-мо повыш-е цен. Подход Вальраса применим для краткосрочного периода.
Равновесие по Маршаллу
Основным в подходе Маршалла явл-ся разность между ценой спроса и ценой предл-я при заданном объеме произ-ва продукции.
Если цена спроса превышает цену предл-я, то для достижения рыночного равновесия следует увел-ть объем произ-ва продукции. Если цена предл-я больше цены спроса, то для достижения рыночного равновесия следует умен-ть объем произ-ва продукции.
Подход Маршалла применим для долгосрочного периода.
Паутинообразная модель – простейшая динамическая модель рыночного равновесия.
Данная модель примен-ся в отраслях с фиксированным циклом произ-ва (напр-р, сельск.хоз-во).
Данная модель бывает трех видов, к-ые соответ-ют различн.типам колебаний рыноч.цены.
А) взрывные колебания цены (равновес.цена не будет достиг-та)
Б) равномерные колебания цены (равнов. цена не будетдостиг-та)
В) затухающие колебания цены (равновесная цена будет достигнута)
Паутинообразные модели:
А) Для взрывных колебаний рыночн. равновесие недостижимо
Б) Для равномерных колебаний цены
В) Для затухающих колебаний цены
устан-ся рыночноеравновесие и равновес.цена
Производитель, приняв решение о произ-ве, на основании цены предшест-го периода уже не может изменить его объем.
Равновесие в паутинообр.модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предл-я. Равновесие устойчиво, если угол наклона предл-я круче кривой спроса. Эта модель в нек-ом смысле абстрактна, т.к.не учитывает всех реалей (напр-р, стих.бедствия и т.д.). Также не учитыв-ся запасы и резервы товаров, к-ые могут изменить рыноч.ситуацию.
Альфред Маршалл подчеркнул необходимость включения фактора времени в анализ цены. Именно он первый отметил различную взаимосвязь между издержками производства и ценой в зависимости от того, какой подход краткосрочный или долгосрочный - кладется и основу анализа.