Спрос и предложение. Равновесие по А.Маршаллу и Л.Вальрасу. Паутинообразная модель рынка. А.Маршалл о факторе времени в адаптационном процессе

Спрос желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах.

Цена спроса – максимальная цена, которую могли бы заплатить покупатели при данном кол-ве товара или услуг.

Величина спроса – максимально возможное кол-во данного блага, к-ое может приобрести данный покупатель за данный период времени при данных условиях.

Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.

Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса умен-ся по мере увел-я цены.

Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – уменьшение спроса.

Функция спроса – завис-ть объма спроса от определяющих его факторов (цена, доход, вкус и предпочтение потребителей и др.).

Qd = f (P,…,I,T)

Qd – объем спроса на данный товар; P – цена; I – денежный доход; T – вкусы и предпочтения потребителей.

Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.

Предложение – это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.

Величина предложения – максимально возможное кол-во благ, к-ое продавцы готовы реализовать на рынке при определенной цене, заданных ожиданиях, ценах на факторы произ-ва, ценах на родственные по произ-ву блага.

Цена предложения – минимальная цена, на которую согласились бы продавцы при данном кол-ве товара или услуг.

Закон предл-я: при прочих равных условиях повышение цены приводит к увел-ю объема предл-я и, наоборот.

Функция предл-я – завис-ть объема предл-я от определяющих его факторов (цена, технология, прир.усл-я и др.).

Qs = f (P,….,T,N)

Qs – объем предл-я данного товара

T – применяемая технология

N – прир.усл-я

Рыночн.равновесие устан-ся в рез-те конкуренции между покупателями и продавцами.

Равновесная цена устан-ет интересы покупателей и продавцов; она выгодна для всех.

Если рыночная цена нах-ся выше равновесного уровня, тогда на рынке неравновесная ситуация – «избыток». Конкуренция между продавцами приведет к постепенному снижению цены, вплоть до равновесного уровня. Рыночное равновесие будет восстановлено.

Если рыночная цена ниже равновесного уровня, то возникает «дефицит». Конкуренция между покупателями приводит к тому, что продавцы повышают цену на свой товар. Постепенно рыночная цена приближается к равновесному уровню.

Равновесие по Вальрасу

Вальрас рассм-л разность между объемами спроса и предл-я при определенной цене. Рыночное равновесие достиг-ся путем измен-я рыноч.цен. При избытке предл-я необх-мо сниж-е цен, при избытке спроса необх-мо повыш-е цен. Подход Вальраса применим для краткосрочного периода.

Равновесие по Маршаллу

Основным в подходе Маршалла явл-ся разность между ценой спроса и ценой предл-я при заданном объеме произ-ва продукции.

Если цена спроса превышает цену предл-я, то для достижения рыночного равновесия следует увел-ть объем произ-ва продукции. Если цена предл-я больше цены спроса, то для достижения рыночного равновесия следует умен-ть объем произ-ва продукции.

Подход Маршалла применим для долгосрочного периода.

Паутинообразная модель – простейшая динамическая модель рыночного равновесия.

Данная модель примен-ся в отраслях с фиксированным циклом произ-ва (напр-р, сельск.хоз-во).

Данная модель бывает трех видов, к-ые соответ-ют различн.типам колебаний рыноч.цены.

А) взрывные колебания цены (равновес.цена не будет достиг-та)

Б) равномерные колебания цены (равнов. цена не будетдостиг-та)

В) затухающие колебания цены (равновесная цена будет достигнута)

Паутинообразные модели:

А) Для взрывных колебаний рыночн. равновесие недостижимо

Б) Для равномерных колебаний цены

В) Для затухающих колебаний цены

устан-ся рыночноеравновесие и равновес.цена

Производитель, приняв решение о произ-ве, на основании цены предшест-го периода уже не может изменить его объем.

Равновесие в паутинообр.модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предл-я. Равновесие устойчиво, если угол наклона предл-я круче кривой спроса. Эта модель в нек-ом смысле абстрактна, т.к.не учитывает всех реалей (напр-р, стих.бедствия и т.д.). Также не учитыв-ся запасы и резервы товаров, к-ые могут изменить рыноч.ситуацию.

Альфред Маршалл подчеркнул необходимость включения фактора времени в анализ цены. Именно он первый отметил различную взаимосвязь между издержками производства и ценой в зависимости от того, какой подход краткосрочный или долгосрочный - кладется и основу анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: