Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.
Эластичность – степень реакции одной экономической переменной на изменение другой.
В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
Эластичность спроса по цене.
Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
, где:
E (p) – эластичность спроса по цене;
Qd (%) – процентное изменение спроса;
P (%) – процентное изменение цены.
Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.
E > 1 – эластичный спрос (на товары роскоши)- спрос растет или падает быстрее цены;
E < 1 – неэластичный спрос (на предметы первой необходимости) – спрос растет или падает медленнее, чем измен-ся цены;
Различают точечную и дуговую эластичность.
|
|
Точечная эластичность – относит.измен-е объема спроса при бесконечно малом изменении цены.
Дуговая эластичность – показ-ль средней реакции спроса на измен-е цены товара, выраженной кривой спроса на нек-ом отрезке.
Факторы эластичности спроса по цене:
- наличиетоваров-заменителей. Чем больше товаров-заменителей, тем эластичней спрос на данный товар;
- удельный вес товара в бюджете потребител. Чем выше удельный вес, тем выше эласт-ть спроса по цене;
- качество товара. Чем качественнее товар, тем менее эластич-ть спроса на нее;
- степень необх-ти, т.е.явл-ся ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары эластичен) или предметом необх-ти (спрос на них неэластичен):
- размеры запасов. Чем больше запас, тем более эластичен спрос; - размер дохода; - потребительские ожидания.
Эластичность спроса по доходу.
Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.
, где
(Y (%) – процентное изменение дохода
Ed<0 – товары низкого качества
Ed>0 – нормальные товары
Ed<1 – товары первой необх-ти
Ed>1 – товары роскоши
Ed=1 – товары второй необх-ти.
Перекрестная эластичность по цене характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.
, где
E (k) – перекрестная эластичность;
(Q1 (%) – процентное изменение спроса на один товар;
(P2 (%) – процентное изменение цены на другой товар.
С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:
а) E (k) > 0 для товаров-субститутов (взаимозаменяемые блага);
б) E (k) < 0 для товаров- комплементов (взаимодополняемые блага);
|
|
в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.
Эластичность предложения товара (по цене) – это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.
Es(p)<1 – относительно неэластичное предл-е
Es(p)>1 – относительно эластичное предл-е
Es(p)=1 – предл-е с единичной эластичностью.
Основным фактором, влияющим на степень эласт-ти прел-я по цене явл-ся фактор времени. Чем большим временем располагает производитель для изменения объема произ-ва продукции, тем выше эласт-ть предл-я по цене. В кратчайшем рыночном периоде предл-е абсолютно неэластично; в краткосрочном рыночном периоде производитель более интенсивно использует имеющиеся фиксированные производственные мощности, степень эластичности предл-я повыш-ся. В долгосрочном периоде у производителя достаточно времени для изменения производственных мощностей, предл-е высокоэластично. Педл-е может быть и абсолютно эластичным.