Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Кард и орд. Т.в.п.п. Равновесие потребит

Потребитель при выборе покупаемых благ имеет опред последовательные индивидуальны вкусы и предпочтения, он так же ограничен в удовлетворении своих вкусов бюджетом. В этих условиях он делает выбор, обеспеч max возможную полезность.

Иначе говоря, когда индивид(рациональный) покупает товар к примеру, он руководствуется опред принципами наз. системой последовательных предпочтений = предпосылками или аксиомы теории потребительскоо выбора: 1.аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Речь идет о сопоставимости различных наборов благ. Для ее осуществления нужно: a) была ситуация выбора (пр. выбор обоев), б) что бы у потребителя выработалось отношение к покупаемому предмету (какое из предлагаемых благ лучше) либо А>Б, ИЛИ А<Б или А равноценно Б, либо отношение безразличия. 2. Второй предпосылкой теории потребит выбора яв-ся аксиома транзитивности предпочтения потребителя – для принятия опред решения и его послед осущ-я потребитель д-н последовательно и логично переносить предпочтение с одних наборов благ на другие: if A>Б, а Б>В, то всегда А>В. Иначе потребитель будет обречен вращаться в замкнутом кругу нетранзитивных предпочтений и не сможет остановиться на одном благе.

3. рефлексивность предпочтений потребителя- каждый выбор должен быть не хуже и не лучше =самого себя: А>=А, А<А =>A~ (равносильно)А. т.е предпочтения потребителя в рамках данной ситуации д-ны быть зафиксированы на одних и тех же благах и отношение к ним не д-но меняться. Помимо 3-х аксиом, имеющих всеобщий хар-ер, применяется еще: предположение о ненасыщаемости потребностей (=потребление большего кол-ва блага всегда лучше). Эти предпосылки дают возможность определить f-ю полезности – зависимость уровня полезности от набора потребляемых благ. Т.е это критерий отбора, показ-й на сколько необходим объект выбора данному эк субъекту в данных условиях. Сущ-т различн уровни формализации предпочтений различн групп потребителей, из кот вытекают различн уровни количественной соизмеримости полезности благ. Это выражается порядковой (ординалистской) и кол-ой (кардиналистской) f-ми полезности.

Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных к более предпочтительным. Для любых наборов благ А и Б U(А)> U(Б), U(А)< U(Б) либо U(А)= U(Б). Для установления значений функции полезности используют последовательность натуральных чисел, начиная с 1, например: U(А)=1, U(Б)=2, U(В)=3 и т.д. При этом сами значения порядковой функции полезности выстраиваются в аналогичную последовательность: U1, U2, U3 …, Un.

Количественная (кардиналистская) функция полезности – функция полезности, возникающая в том случае, когда мы не можем определить расстановку и последовательность классов безразличия, но и указываем, как мы оцениваем разность в уровнях благосостояния, соответствующих каждому их таких классов безразличия. При этом можно будет сравнивать не только сами значения функции полезности, но и их измерения, например: U(А) - U(Б) = ∆ UАБ и U(В) – U(Г) = UВГ, ∆ UАБ>∆ UВГ либо ∆ UАБ< ∆ UВГ либо ∆ UАБ = ∆ UВГ

это означает, что данный потребитель в данной ситуации оказывается в состоянии определить не только свои предпочтения как таковые, но и их интенсивность, поскольку он может указать, что для него разность в уровнях благосостояния при сравнительном потреблении наборов А и Б больше, меньше или равна разности в степени удовлетворенности при сравнительном потреблении наборов В и Г. Если U=f(Х) является кардиналистской функцией полезности, то любая линейная функция V=t (U), где t (U)=а+b ∙ U и b>0, также является количественной функцией


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: