1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. В конспект включайте не только основные положения, но и обосновывающие (выводы, конкретные факты).
6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяя разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши, ручки разного цвета.
8. Используйте реферативный способ изложения (например: "автор считает…", "раскрывает…")
9. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Правила конспектирования
1. Записать название конспектируемого произведения.
2. Осмыслить основное содержание.
3. Составить план-основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, незнакомых терминов, имен.
5. Записи вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
6. Применять определенную систему подчеркиваний, сокращений.
7. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, делать ссылки на источник с указанием страницы.