Составление конспектов

Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

• плановые;

• текстуальные;

свободные;

• тематические.

Здесь важно запомнить не названия типов конспектов (их можно называть по-разному), а понять суть каждого из них и его специфику.

В плановом конспекте каждому вопросу плана соответствует опреде­ленная часть конспекта.

Являясь сжатым, в виде плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, он помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения, учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана.

При наличии соответствующих навыков конспект составляют достаточно быстро. Преимущества конспекта — краткость, простота и ясность изложе­ния — делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из от­рывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, они могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект — прекрасный источник дословных высказыва­ний разных авторов, а также приводимых ими фактов. В большинстве случаев — это пособие, используемое длительное время при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом ученых.

Свободный конспект сочетает в себе выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко фор­мулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысле­ние материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества, способствует луч­шему усвоению материала не привязывая читателя к авторским формули­ровкам. При составлении такого конспекта важно понять материал, осмыс­лить его, записать четко и логично.

Тематический конспект учит работать над определенной темой, всесто­ронне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос, проблему.

Этот тип конспекта облегчает работу над темой при условии использова­ния нескольких источников. Создавая тематический конспект, приходится по­рой привлекать личный опыт, наблюдения, факты, теории, мобилизовать свои знания.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологичес­кий конспект, в котором вся запись подчинена хронологической последова­тельности событий. Этот вид конспекта, в отличие от других типов конспек­тов, значительно более краткий.

1. Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавле­ние, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.

2. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

3. Составьте план текста — он поможет вам в логике изложения.

4. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

5. Используйте реферативный способ изложения материала (например: «автор считает...», «раскрывает...», «выделяет...»).

6. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номера страниц.

7. Собственные комментарии, вопросы располагайте на полях.

8. В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержа­ние проработанного материала, дайте ему свою оценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: