Ключевые слова.
Ключевые слова — это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.
Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.
Виды конспектов: план – конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Основные требования к написанию конспекта:
- системность и логичность изложения материала,
- краткость,
- убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования
1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
|
|
4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.
Конспект — систематическая, логически связанная запись содержания читаемого материала, объединяющая план, выписки, тезисы или хотя бы два из этих типов записи. В отличие от выписок и тезисов конспект раскрывает содержание в той последовательности изложения, в которой оно предлагается в читаемом источнике. Для составления конспекта отбирается самая важная и существенная информация. Главные положения выделяются, важные слова, словосочетания подчеркиваются. Каждая новая мысль начинается с новой строки. В конспекте следует указывают: фамилию автора, название источника, место, время его издания, страницы.
План – конспект
Это сжатый в форме плана пересказа прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание.
Этапы работы
1. Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
3. Сформулируй и запиши вывод.
Текстуальный (цитатный) конспект.
Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.
|
|
Этапы работы
1. Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1).............(цитата);
.............(цитата);
............(вывод).
2) основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
3. Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.
4. Сделай общий вывод.