| Импрессивная речь | |
| Понимание обращенной речи | |
| Полная или почти полная невозможность понимания обращенной речи, простых команд, а часто и жестов. | |
| Больной понимает лишь сугубо ситуативную речь, близкую ему по тематике, отмечается грубое отчуждение смысла слова, устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями, при восприятии речи опирается на мимику, жест, интонацию собеседника. | |
| В целом понимает ситуативную речь, но понимание более сложных внеситуативных видов речи затруднено, отмечается не грубое отчуждение смысла слова, устные инструкции выполняются с частыми ошибками. | |
| Относительно свободно понимает обращенную речь, однако имеются некоторые трудности восприятия развернутых текстов, в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова, устные инструкции доступны. | |
| Понимание инструкций | |
| Инструкции не понимает | |
| Для понимания простых инструкций требуется многократное их предъявление | |
| Простые инструкции понимает, сложные инструкции выполняет при условии предъявления каждой части инструкции в отдельности | |
| Понимает сложные инструкции | |
| Понимание логико-грамматических конструкций | |
| Логико-грамматические конструкции не понимает | |
| Осмысление сложных грамматических конструкций грубо нарушено, особенно это относится к заданиям, требующим учета значения двух предлогов в короткой фразе, понимания инвертированных конструкций и отношений, выраженных флексиями | |
| Затруднения в понимании отдельных сложных логико-грамматических конструкций. | |
| Понимание сложных логико-грамматических конструкций сохранено. | |
| Состояние фонематического слуха | |
| Невозможность повторения звуков, даже различных по месту образования (д-г, т-м) | |
| Грубое нарушение повторения звуков близких по месту образования (л-т, м-п) при относительной сохранности повторения звуков далеких по месту образования | |
| Нарушение повторения оппозиционных звуков (г-к, т-ть) | |
| Трудности повторения оппозиционных звуков отмечаются только если пацинет устал. | |
| Способности к оценке грамматической нормативности фраз. | |
| Больной не различает грамматически правильно оформленные фразы от неправильных | |
| В некоторых случаях (чаще при согласовании прилагательного с существительным в роде) больной улавливает ошибку во фразе, но не может ее исправить. | |
| Больной улавливает ошибку во фразе, однако не всегда может ее исправить | |
| Больной улавливает ошибку во фразе и самостоятельно исправляет ее | |
| Экспрессивная речь | |
| Состояние автоматизированной и дезавтоматизированной речи | |
| Больной не может сосчитать до десяти, перечислить дни недели и месяцы года | |
| Больной может сосчитать до десяти с ошибками в виде пропусков или перестановок внутри ряда, которые сам не замечает и не может исправить | |
| Больной может сосчитать до десяти, перечислить дни недели и месяцы года с ошибками, которые сам замечает, но невсегда может исправить | |
| Больной может сосчитать до 10, назвать дни недели и месяцы года | |
| Диалогическая речь | |
| Больной не отвечает на вопросы в диалоге. | |
| Больной отвечает на вопросы отдельными словами, чаще словами «да», «нет» | |
| Больной отвечает на вопросы в диалоге, заимствуя для ответа слова из вопроса | |
| Больной может ответить на ситуативные и внеситуативные вопросы | |
| Повторная речь (звуки речи, слоги, слова) | |
| Повторение невозможно | |
| Возможно повторение отдельных звуков (чаще гласных), открытых слогов, коротких слов (чаще двухсложных из открытых слогов), при этом отмечаются искажения и замены | |
| Возможно повторение звуков, слогов, одно-, двух, трехсложных слов с некоторыми трудностями в виде замен звуков; повторение слов сложных по слоговой структуре грубо нарушено. | |
| Повторение возможно с редкими ошибками в словах сложной слоговой структуры и бессмысленных словах. | |
| Повторение серий (звуков, слогов, слов). | |
| Повторение серий невозможно. | |
| Возможно повторение серий из двух элементов с перестановками после многократного предъявления | |
| Возможно повторение серий из 2-х элементов, при повторении серий из 3-х, 4-х элементов отмечаются трудности в виде перестановок и пропусков элементов ряда | |
| Возможно повторение серий из 4-5 элементов с редкими ошибками | |
| Номинативная функция (называние предметов, действий, качеств) | |
| Называние предметов, действий, качеств - грубо нарушено | |
| Возможно называние отдельных частотных предметов, действий и качеств с контекстуальной подсказкой или подсказкой первого звука в слове. | |
| Возможно самостоятельное называние частотных предметов, действий и качеств при назывании малочастотных предметов и действий требуется контекстуальная подсказка или подсказа в виде первого звука; отмечается увеличение латентного периода и замены. | |
| Возможно называние предметов, действий и качеств с редкими ошибками (забывание названий малочастотных предметов, замены внутри одной семантической группы) | |
| Фразовая речь (с опорой на иллюстративный материал или с актуализируемой лексикой) | |
| Составление фраз по сюжетной картинке или с актуализируемой лексикой недоступно. | |
| Возможно составление фразы с опорой в виде вопроса к каждому слову и подсказкой слов. | |
| Возможно самостоятельное составление постой фразы, типа «С+П+О» с редкими аграмматизмами и трудностями подбора слов | |
| Составление простой фразы, типа «С+П+О» не нарушено | |
| Чтение | |
| Чтение невозможно | |
| Сохранено глобальное чтение (может разложить подписи под предметными и сюжетными картинками) и идеограмное чтение (может прочитать частотные знакомые слова) | |
| Возможно чтение отдельных слов, коротких фраз с ошибками в виде недочитывания слов, заменами букв, нарушением расстановки ударений. | |
| Чтение возможно с редкими ошибками | |
| Пересказ | |
| Пересказ невозможен | |
| Возможны ответы на вопросы по содержанию прочитанного | |
| Возможно воспроизведение основной сюжетной линии, отмечаются трудности при оформлении фраз и трудности подбора слов. | |
| Пересказ текстов возможен с редкими ошибками в виде трудности подбора слов ли построения сложных фраз. | |
| Письмо | |
| Самостоятельное письмо невозможно, списывание с ошибками | |
| Списывание с небольшими ошибками, которые больной может исправить сам, самостоятельно пишет только высокоупроченные слова (имя, фамилию, короткие слова). | |
| Возможно написание отдельных слов (двух-, трехсложных из открытых слогов), при написании сложных по слоговой структуре слов отмечаются ошибки в виде попусков согласных при стечении, пропусков гласных, пропусков и перестановок слогов. | |
| Возможно написание слов и фраз с небольшим количеством ошибок. |
Приложение 11
(справочное)
АНКЕТА ПАЦИЕНТА
Ф.И.О. ___________________________ Д ата заполнения _________






