Импрессивная речь | |
Понимание обращенной речи | |
Полная или почти полная невозможность понимания обращенной речи, простых команд, а часто и жестов. | |
Больной понимает лишь сугубо ситуативную речь, близкую ему по тематике, отмечается грубое отчуждение смысла слова, устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями, при восприятии речи опирается на мимику, жест, интонацию собеседника. | |
В целом понимает ситуативную речь, но понимание более сложных внеситуативных видов речи затруднено, отмечается не грубое отчуждение смысла слова, устные инструкции выполняются с частыми ошибками. | |
Относительно свободно понимает обращенную речь, однако имеются некоторые трудности восприятия развернутых текстов, в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова, устные инструкции доступны. | |
Понимание инструкций | |
Инструкции не понимает | |
Для понимания простых инструкций требуется многократное их предъявление | |
Простые инструкции понимает, сложные инструкции выполняет при условии предъявления каждой части инструкции в отдельности | |
Понимает сложные инструкции | |
Понимание логико-грамматических конструкций | |
Логико-грамматические конструкции не понимает | |
Осмысление сложных грамматических конструкций грубо нарушено, особенно это относится к заданиям, требующим учета значения двух предлогов в короткой фразе, понимания инвертированных конструкций и отношений, выраженных флексиями | |
Затруднения в понимании отдельных сложных логико-грамматических конструкций. | |
Понимание сложных логико-грамматических конструкций сохранено. | |
Состояние фонематического слуха | |
Невозможность повторения звуков, даже различных по месту образования (д-г, т-м) | |
Грубое нарушение повторения звуков близких по месту образования (л-т, м-п) при относительной сохранности повторения звуков далеких по месту образования | |
Нарушение повторения оппозиционных звуков (г-к, т-ть) | |
Трудности повторения оппозиционных звуков отмечаются только если пацинет устал. | |
Способности к оценке грамматической нормативности фраз. | |
Больной не различает грамматически правильно оформленные фразы от неправильных | |
В некоторых случаях (чаще при согласовании прилагательного с существительным в роде) больной улавливает ошибку во фразе, но не может ее исправить. | |
Больной улавливает ошибку во фразе, однако не всегда может ее исправить | |
Больной улавливает ошибку во фразе и самостоятельно исправляет ее | |
Экспрессивная речь | |
Состояние автоматизированной и дезавтоматизированной речи | |
Больной не может сосчитать до десяти, перечислить дни недели и месяцы года | |
Больной может сосчитать до десяти с ошибками в виде пропусков или перестановок внутри ряда, которые сам не замечает и не может исправить | |
Больной может сосчитать до десяти, перечислить дни недели и месяцы года с ошибками, которые сам замечает, но невсегда может исправить | |
Больной может сосчитать до 10, назвать дни недели и месяцы года | |
Диалогическая речь | |
Больной не отвечает на вопросы в диалоге. | |
Больной отвечает на вопросы отдельными словами, чаще словами «да», «нет» | |
Больной отвечает на вопросы в диалоге, заимствуя для ответа слова из вопроса | |
Больной может ответить на ситуативные и внеситуативные вопросы | |
Повторная речь (звуки речи, слоги, слова) | |
Повторение невозможно | |
Возможно повторение отдельных звуков (чаще гласных), открытых слогов, коротких слов (чаще двухсложных из открытых слогов), при этом отмечаются искажения и замены | |
Возможно повторение звуков, слогов, одно-, двух, трехсложных слов с некоторыми трудностями в виде замен звуков; повторение слов сложных по слоговой структуре грубо нарушено. | |
Повторение возможно с редкими ошибками в словах сложной слоговой структуры и бессмысленных словах. | |
Повторение серий (звуков, слогов, слов). | |
Повторение серий невозможно. | |
Возможно повторение серий из двух элементов с перестановками после многократного предъявления | |
Возможно повторение серий из 2-х элементов, при повторении серий из 3-х, 4-х элементов отмечаются трудности в виде перестановок и пропусков элементов ряда | |
Возможно повторение серий из 4-5 элементов с редкими ошибками | |
Номинативная функция (называние предметов, действий, качеств) | |
Называние предметов, действий, качеств - грубо нарушено | |
Возможно называние отдельных частотных предметов, действий и качеств с контекстуальной подсказкой или подсказкой первого звука в слове. | |
Возможно самостоятельное называние частотных предметов, действий и качеств при назывании малочастотных предметов и действий требуется контекстуальная подсказка или подсказа в виде первого звука; отмечается увеличение латентного периода и замены. | |
Возможно называние предметов, действий и качеств с редкими ошибками (забывание названий малочастотных предметов, замены внутри одной семантической группы) | |
Фразовая речь (с опорой на иллюстративный материал или с актуализируемой лексикой) | |
Составление фраз по сюжетной картинке или с актуализируемой лексикой недоступно. | |
Возможно составление фразы с опорой в виде вопроса к каждому слову и подсказкой слов. | |
Возможно самостоятельное составление постой фразы, типа «С+П+О» с редкими аграмматизмами и трудностями подбора слов | |
Составление простой фразы, типа «С+П+О» не нарушено | |
Чтение | |
Чтение невозможно | |
Сохранено глобальное чтение (может разложить подписи под предметными и сюжетными картинками) и идеограмное чтение (может прочитать частотные знакомые слова) | |
Возможно чтение отдельных слов, коротких фраз с ошибками в виде недочитывания слов, заменами букв, нарушением расстановки ударений. | |
Чтение возможно с редкими ошибками | |
Пересказ | |
Пересказ невозможен | |
Возможны ответы на вопросы по содержанию прочитанного | |
Возможно воспроизведение основной сюжетной линии, отмечаются трудности при оформлении фраз и трудности подбора слов. | |
Пересказ текстов возможен с редкими ошибками в виде трудности подбора слов ли построения сложных фраз. | |
Письмо | |
Самостоятельное письмо невозможно, списывание с ошибками | |
Списывание с небольшими ошибками, которые больной может исправить сам, самостоятельно пишет только высокоупроченные слова (имя, фамилию, короткие слова). | |
Возможно написание отдельных слов (двух-, трехсложных из открытых слогов), при написании сложных по слоговой структуре слов отмечаются ошибки в виде попусков согласных при стечении, пропусков гласных, пропусков и перестановок слогов. | |
Возможно написание слов и фраз с небольшим количеством ошибок. |
Приложение 11
(справочное)
АНКЕТА ПАЦИЕНТА
Ф.И.О. ___________________________ Д ата заполнения _________