(Иран, Ирак, Пакистан, Ливан, Судан, Саудовская Аравия).
Основано на исламе. Отличается сложностью, необычностью источников, структуры, терминов. Включает в себя не только юридические нормы права, но и религиозные, а также нравственные регуляторы, обычаи.
Особенности:
• норма права воспринимается как правило, адресованной всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Оно имеет божественное происхождение, а потому – неизменно, однако нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность совершать те или иные поступки. Однако нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.
• 4 главных источника права:
- Коран - священная книга мусульман;
- Сунна – сборник преданий о жизни пророка, образе мыслей и действий;
- Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина.
- Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной, Иджмой.
|
|
Второстепенное значение имеет закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран и Сунну, а на автора, чей авторитет общепринят.
• в структуре права отсутствует деление на публичное и частное право. Однако сейчас выделяют уголовное, судебное, семейное право. Семейное право представлено «правом личного статута» и регулирует семейные и наследственные отношения.
• Судоустройство – очень простое, т.к. судья единолично рассматривает любые категории дел. Поэтому к судье предъявляются высокие квалификационные требования. Некоторые страну не знают иерархии судов (Судан)
В ряде мусульманских стран это право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Египет, Алжир, Сирия), а в Турции, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права сильно вытеснены нормами заимствованного романо-германского права.