Соотношение правового регулирования и правового воздействия

Нередко в науке и на практике смешивают понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие».

Термин «регулирование» означает упорядочение, приведение чего-либо в порядок, в соответствие с чем-либо.

Термин «воздействие» предполагает влияние на что-либо при помощи определенных средств.

Смысл этих понятий близок, частично совпадает, но это не тождественные понятия. Таким образом, нельзя все правовые сред­ства и формы влияния на общественные отношения сводить исклю­чительно к правовому регулированию.

Под правовым воздействием в юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влия­ние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например, правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.

Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на обществен­ные отношения. Правовое же воздействие — это не только специ­ально-юридическое влияние права на общественную жизнь, но и информационно-психологическое, воспитательное, социальное и иное влияние правовой действительности на жизнь общества. Ме­жду рассматриваемыми понятиями нет резкой грани, они тесно свя­заны, но правовое регулирование является лишь частью правового воздействия, при этом частью специально-юридической.

63. Понятие и виды юридической техники, её значение в юридической литературе

Юридическая техника - совокупность пра­вил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.

Юридическая техника имеет целью:

- оптимальное регулирование общественных отношений

- обеспечение доступности, простоты, обо­зримости нормативного материала,

- адекватное словесное выраже­ние воли законодателя.

- техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.

В литературе принято подразделять юридическую технику на:

законодательную (нормотворческую)

правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения норма­тивного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответ­ствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, час­тям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.

3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адек­ватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.

Различают:

а) общеупотребительные термины, которые обозна­чают принятые в литературном языке категории — «семья», «жи­лое помещение», «родители и дети» и др.;

6) специально-юридиче­ские термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответ­чик», «потерпевший»;

в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций — построение норматив­ного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией является юридический состав правона­рушения.

К категории средств формулирования норм права относят пра­вовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсыл­ки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоцио­нальное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн госу­дарства, мантия судьи и др.

С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.

4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом оп­ределяющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступ­ность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные ино­странные слова, например референдум, кредит, конвенция;

в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и константирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность сти­ля. При этом, чем четче соотносятся слова с предметами, явления­ми, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.

5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с од­ного языка на другой. Последнее особенно важно для междуна­родных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные до­говоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.

Данные правила включают также порядок вступления в юридиче­скую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.

6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов — их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.

Правоприменительная техника включает в себя:

а) правила оформления и построения правоприменительных актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта.

Нередко используются унифицированные формы правоприме­нительных актов в виде утвержденных соответствующими органа­ми бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, про­токолов и др.);

б) способы легализации документов, т.е. придания им юридиче­ской силы. Среди этих способов наибольшее распространение по­лучили нотариальное удостоверение и государственная регистра­ция. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государственных органах. Придать легальный характер некоторым документам мо­гут также органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нота­риальном порядке (копии дипломов, аттестатов и др.);

в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;

г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;

д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной.

Значение:

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов.

Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею, профессиональное использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.

64. Юридические документы: понятие, признаки, классификация.

Юридический документ - это внешнее словесно-оформленное выражение воли, закрепляющее правомерное или противоправное поведение и соответствующий результат.

Юри­дические (правовые) документы — это осязаемая реальность права, посредством которой люди получают первичные знания о праве, о правовых явлениях (Малько).

Юридические документы выступают материальными носителями правовой информации. Поэтому с по­мощью изучения юридических документов можно узнать о право­вой жизни конкретного общества, страны, народа в тот или hhoi исторический отрезок времени.

Юридический документ, как правило, текстовой правовой акт на бумажном носителе, хотя с развитием электронной информации появляются и документы на машинных носителях — дискетах, пла­стиковых магнитных картах и др. Например, в гражданском оборо­те появилась категория ценных бумаг в бездокументарной форме (закрепляемых с помощью средств электронно-вычислительной техники), между тем как ценные бумаги всегда представляют собой документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющий имущественные права, которые могут быть осуще­ствлены или переданы только при предъявлении этих бумаг.

Свойства (признаки) юридиче­ских документов:

1) содержат информацию, имеющую юридическую значимость;

2) им присуща официальность:они исходят от органов или лиц, уполномоченных выдавать или принимать данные документы, на­пример, судебные решения, приказы министров, различного рода удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти.

3) имеют особое внешнее оформление, так называемые рекви­зиты, в т.ч. сведения о субъекте, который выдал документ, адресате, которому выдан документ, и содержит сведения о нём; объекте; указываются юридические факты, напри­мер, при выдаче справки. Названные и другие реквизиты являются обязательными для юридического документа и придают ему юриди­ческую силу;

4) сопутствуют всем стадиям правового регулирования - пра­вотворчеству, правореализации и т. д.

Классификация юридических документов осуществляется по разным основаниям.

А.В. Малько выделяет четыре группы правовых актов-документов (более чёткая, т.к. охватывает все документы- акты юрид.содержания):

• нормативные акты, содержание нормы права;

• правоприменительные акты-документы, содержащие индивидуальные властные предписания;

• интерпретационные акты-документы, полученные в резуль­тате официального толкования юридических норм и нормативных актов;

• акты, возникшие в результате договора (соглашения) между ответствующими субъектами и содержащие как юридические нормы (нормативные договоры), так и индивидуально-правовые решения (сделки между различными субъектами).

65. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции

К юридической технике принято также относить такие катего­рии, как правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции.

Правовая аксиома — это положение, принимаемое в юридиче­ской науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. Например, «закон обратной силы не имеет»,

Правовая презумпция представляет собой предположение о на­личии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвер­жденное предшествующим опытом.

Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение не достоверное, но вероятное.

Наиболее распро­страненными презумпциями являются презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта и др.

В юридической литературе выделяют следующие виды презумпций:

• общеправовые

• отраслевые.

1. Общеправовые презумпции - те, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически правовыми принципами. Кроме перечисленных, к ним относятся презумпция добропорядочности гражданина, презумпция право­субъектности вступающих в правовые отношения физических юридических лиц.

2. презумпции отраслевые - они не достигли уровня презумпций-принципов и чаще всего имеют отраслевую принад­лежность, например презумпция равных долей имущества супруги нажитого в браке; презумпция отказа истца от своих требований при повторной неявке истца в суд без уважительных причин.

Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опровергнуты, например презумпция невиновности.

Но существуют неопро­вержимые презумпции, например презумпция непонимания несо­вершеннолетним (до 14 лет) общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать общественную опасность совершенного им преступления. Однако Уголовный кодекс РФ исходит из презумпции неосознания до 14 лет характера совершенного деяния.

Юридические фикции — это несуществующее положение, од­нако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Фикции до­вольно широко применяются в действующем законодательстве.

Например, согласно ст. 21 (ч. 3) ГК РФ днем смерти гражданина, объяв­ленного умершим судом, считается день вступления в законную си­лу соответствующего решения суда. В ч. 2 ст. 18 ГК РФ установле­но время начала безвестного отсутствия лица.

В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, ес­ли она погашена в установленном законом порядке. К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено.

Юридические фикции как прием юридической техники пред­ставляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и яв­ляется обязательным предписанием. Юридические фикции позво­ляют установить определенность в правовых отношениях, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение право­отношений.

Преюдиции (дословный перевод с латыни — «отношение к пре­дыдущему судебному решению») представляют собой обязатель­ность для всех судов, рассматривающих дело, принять без провер­ки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.

Например, если су­дебным решением, вступившим в законную силу, установлена от­ветственность владельца источника повышенной опасности за при­чиненный вред, то в случае предъявления регрессного (встречного) иска владельцем этого источника к непосредственному причинителю вреда, факты, установленные в первом судебном процессе, имеют преюдициальное значение, т.е. не подлежат оспариванию.

Например: осуждение лица за хищение имущества может служить ос­нованием для судебного решения по гражданскому иску о возмеще­нии ущерба, причиненного данным хищением.

В УПК РФ преюдиция характеризуется как обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые признаются судом, прокурором, следователем, дознавате­лем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вы­зывают сомнений у суда. При этом такой приговор не может пред­решать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (ст. 90).

Таким образом, факты и правоотношения, установленные всту­пившим в законную силу решением или приговором суда, не могут оспариваться в другом процессе.

При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании.

Но данный принцип действует только в отношении участвовав­ших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятель­ные требования и по уважительным причинам не вступили в про­цесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения.

Третьи лица мо­гут оспаривать факты, установленные предыдущим решением су­да, в заседании которого они не участвовали.

Но преюдициальность может вообще отпасть при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся об­стоятельствам.

66. Понятие и классификация современных национально-правовых систем

Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм права.

Правовая система – более широкое понятие и наряду с институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. 5 элементов:

• явления мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы и правовая культура);

• право и основанное на нем законодательство;

• правовые отношения;

• юридическая практика;

• юридическая техника

Три аспекта понятия правовой системы:

• правовая система, существующая в данном государстве (национальная правовая система);

• существующая в нескольких государствах (правовая семья – обладают сходными юридическими признаками);

• всемирная правовая система (юридическая география).

Правовая система – это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.

Одновременно с понятием правовая система используют понятие «правовая семья» - это несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью:

- источников права

- его структуры

- исторического пути развития

- понимания нормы права.

Названные критерии позволяют выделять разные правовые семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: