Нередко в науке и на практике смешивают понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие».
Термин «регулирование» означает упорядочение, приведение чего-либо в порядок, в соответствие с чем-либо.
Термин «воздействие» предполагает влияние на что-либо при помощи определенных средств.
Смысл этих понятий близок, частично совпадает, но это не тождественные понятия. Таким образом, нельзя все правовые средства и формы влияния на общественные отношения сводить исключительно к правовому регулированию.
Под правовым воздействием в юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например, правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.
Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения. Правовое же воздействие — это не только специально-юридическое влияние права на общественную жизнь, но и информационно-психологическое, воспитательное, социальное и иное влияние правовой действительности на жизнь общества. Между рассматриваемыми понятиями нет резкой грани, они тесно связаны, но правовое регулирование является лишь частью правового воздействия, при этом частью специально-юридической.
63. Понятие и виды юридической техники, её значение в юридической литературе
Юридическая техника - совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.
Юридическая техника имеет целью:
- оптимальное регулирование общественных отношений
- обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала,
- адекватное словесное выражение воли законодателя.
- техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.
В литературе принято подразделять юридическую технику на:
• законодательную (нормотворческую)
• правоприменительную.
Законодательная техника включает в себя:
1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.
2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.
3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.
Различают:
а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории — «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.;
6) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»;
в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.
Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций — построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией является юридический состав правонарушения.
К категории средств формулирования норм права относят правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др.
С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.
4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:
а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;
б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит, конвенция;
в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и константирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом, чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.
5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные договоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.
Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.
6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов — их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.
Правоприменительная техника включает в себя:
а) правила оформления и построения правоприменительных актов — протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта.
Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.);
б) способы легализации документов, т.е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государственных органах. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нотариальном порядке (копии дипломов, аттестатов и др.);
в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;
г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;
д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной.
Значение:
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов.
Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.
Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею, профессиональное использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.
64. Юридические документы: понятие, признаки, классификация.
Юридический документ - это внешнее словесно-оформленное выражение воли, закрепляющее правомерное или противоправное поведение и соответствующий результат.
Юридические (правовые) документы — это осязаемая реальность права, посредством которой люди получают первичные знания о праве, о правовых явлениях (Малько).
Юридические документы выступают материальными носителями правовой информации. Поэтому с помощью изучения юридических документов можно узнать о правовой жизни конкретного общества, страны, народа в тот или hhoi исторический отрезок времени.
Юридический документ, как правило, текстовой правовой акт на бумажном носителе, хотя с развитием электронной информации появляются и документы на машинных носителях — дискетах, пластиковых магнитных картах и др. Например, в гражданском обороте появилась категория ценных бумаг в бездокументарной форме (закрепляемых с помощью средств электронно-вычислительной техники), между тем как ценные бумаги всегда представляют собой документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющий имущественные права, которые могут быть осуществлены или переданы только при предъявлении этих бумаг.
Свойства (признаки) юридических документов:
1) содержат информацию, имеющую юридическую значимость;
2) им присуща официальность:они исходят от органов или лиц, уполномоченных выдавать или принимать данные документы, например, судебные решения, приказы министров, различного рода удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти.
3) имеют особое внешнее оформление, так называемые реквизиты, в т.ч. сведения о субъекте, который выдал документ, адресате, которому выдан документ, и содержит сведения о нём; объекте; указываются юридические факты, например, при выдаче справки. Названные и другие реквизиты являются обязательными для юридического документа и придают ему юридическую силу;
4) сопутствуют всем стадиям правового регулирования - правотворчеству, правореализации и т. д.
Классификация юридических документов осуществляется по разным основаниям.
А.В. Малько выделяет четыре группы правовых актов-документов (более чёткая, т.к. охватывает все документы- акты юрид.содержания):
• нормативные акты, содержание нормы права;
• правоприменительные акты-документы, содержащие индивидуальные властные предписания;
• интерпретационные акты-документы, полученные в результате официального толкования юридических норм и нормативных актов;
• акты, возникшие в результате договора (соглашения) между ответствующими субъектами и содержащие как юридические нормы (нормативные договоры), так и индивидуально-правовые решения (сделки между различными субъектами).
65. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
К юридической технике принято также относить такие категории, как правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции.
Правовая аксиома — это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. Например, «закон обратной силы не имеет»,
Правовая презумпция представляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.
Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение не достоверное, но вероятное.
Наиболее распространенными презумпциями являются презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта и др.
В юридической литературе выделяют следующие виды презумпций:
• общеправовые
• отраслевые.
1. Общеправовые презумпции - те, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически правовыми принципами. Кроме перечисленных, к ним относятся презумпция добропорядочности гражданина, презумпция правосубъектности вступающих в правовые отношения физических юридических лиц.
2. презумпции отраслевые - они не достигли уровня презумпций-принципов и чаще всего имеют отраслевую принадлежность, например презумпция равных долей имущества супруги нажитого в браке; презумпция отказа истца от своих требований при повторной неявке истца в суд без уважительных причин.
Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опровергнуты, например презумпция невиновности.
Но существуют неопровержимые презумпции, например презумпция непонимания несовершеннолетним (до 14 лет) общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать общественную опасность совершенного им преступления. Однако Уголовный кодекс РФ исходит из презумпции неосознания до 14 лет характера совершенного деяния.
Юридические фикции — это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Фикции довольно широко применяются в действующем законодательстве.
Например, согласно ст. 21 (ч. 3) ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим судом, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В ч. 2 ст. 18 ГК РФ установлено время начала безвестного отсутствия лица.
В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, если она погашена в установленном законом порядке. К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено.
Юридические фикции как прием юридической техники представляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием. Юридические фикции позволяют установить определенность в правовых отношениях, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение правоотношений.
Преюдиции (дословный перевод с латыни — «отношение к предыдущему судебному решению») представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.
Например, если судебным решением, вступившим в законную силу, установлена ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред, то в случае предъявления регрессного (встречного) иска владельцем этого источника к непосредственному причинителю вреда, факты, установленные в первом судебном процессе, имеют преюдициальное значение, т.е. не подлежат оспариванию.
Например: осуждение лица за хищение имущества может служить основанием для судебного решения по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением.
В УПК РФ преюдиция характеризуется как обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вызывают сомнений у суда. При этом такой приговор не может предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (ст. 90).
Таким образом, факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не могут оспариваться в другом процессе.
При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании.
Но данный принцип действует только в отношении участвовавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятельные требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения.
Третьи лица могут оспаривать факты, установленные предыдущим решением суда, в заседании которого они не участвовали.
Но преюдициальность может вообще отпасть при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
66. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм права.
Правовая система – более широкое понятие и наряду с институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. 5 элементов:
• явления мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы и правовая культура);
• право и основанное на нем законодательство;
• правовые отношения;
• юридическая практика;
• юридическая техника
Три аспекта понятия правовой системы:
• правовая система, существующая в данном государстве (национальная правовая система);
• существующая в нескольких государствах (правовая семья – обладают сходными юридическими признаками);
• всемирная правовая система (юридическая география).
Правовая система – это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.
Одновременно с понятием правовая система используют понятие «правовая семья» - это несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью:
- источников права
- его структуры
- исторического пути развития
- понимания нормы права.
Названные критерии позволяют выделять разные правовые семьи.