Воспитательные технологии

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методой и приемов по достижению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя.
Воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Характерной особенностью педагогических технологий являются возможности воспроизведения технологической цепочки и необходимой коррекции на любом этапе осуществления технологии.
В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология». Видимо, это относится и к воспитательным техологиям.

· Общепедагогическая технология, характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспитательный) процесс в данном регионе, учебном заведении; в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритм деятельности субъектов процесса.
- Гуманно-личностная технология Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Идеал – самовоспитание.
- Система воспитания Сухомлинского.
- Модель трудового воспитания Католикова
- Школа как воспитательная система Караковского
- Модель «Русская школа» - Гончаров, Погодина

- Воспитательная система центра «Артек»

· Частнометодическая (предметно-дидактическая или воспитательная) педагогическая технология в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания класса, учителя, авторской школы.
- выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразии внеурочной деятельности детей в «творческой комнате»;
- технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности;
- технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности
- технология педагогической поддержки
- система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика»
- технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание»

· Локальная (модульная) педагогическая технология (в значении специальная, воспитательная ситуация) – как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.
- технология этической защиты;
- технология создания ситуации успеха;
- технология формирования образа жизни, достойной Человека;
- технология предъявления педагогического требования;
- технология разрешения конфликта;
- технология педагогической оценки;
- технология создания благоприятного морального климата;
- технология профессиональной реакции на осложненное поведения;
- технология контактного взаимодействия с родителями;
- технология техники ассертивности;

· Технология создания ситуации успеха (психологическое поглаживание). Создается в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Снятие страха перед деятельностью, освобождение от психологического зажима («это просто, у тебя получится»)

a. Скрытая помощь («удобнее было бы начать с…», «обрати внимание на…»)

b. Внушение уверенности в себе («у тебя получится, начинай быстрее»)

c. Авансирование личности (персональная исключительность: «ты сделаешь лучше», «именно тебе хочется поручить»)

d. Мотивация усиления социальной значимости (это необходимо, от тебя зависит)

e. Усиление понимания достоинства работы (это у тебя получится замечательно) и игнорирование недостатков

· Технология формирования образа жизни, достойной Человека

a. Оценка происходящего в повседневной жизни с позиции достойного и недостойного.

b. Использование персоналий (пример выдающихся личностей)

c. Использование произведений искусства, содержания философских обобщений о смысле жизни

· Технология предъявления педагогического требования

· Технология разрешения конфликта

· Технология педагогической оценки

· Технология создания благоприятного морального климата

· Технология профессиональной реакции на осложненное поведение

· Технология контактного взаимодействия с родителями

· Технология техники ассертивности

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно воздействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности.

С точки зрения современной теории воспитания, «воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект».

Структура воспитательной системы: педагогические цели, деятельность педагогов и учащихся, управленческая деятельность, педагогические средства (содержание деятельности, формы и методы педагогической деятельности).

Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность.

Воспитательная система – сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое.

Воспитательная система проходит в развитии 3 основных этапа:

1. Становление системы (прогностическая стадия). Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.

2. Отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.

3. Окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения.

Характеристика некоторых воспитательных систем:

1. «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.

2. «педагогика успеха». Эта система выстроена на основе идей «педагогики успеха», что позволяет проектировать работу школы по созданию условий гармоничного развития личности. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели. Школа – это субъект успешного развития.

3. «школа диалога культур». В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности – нравственноя, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д.

4. Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система средней школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышевской сельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинсво, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость, связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно-воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

5. скаутизм как воспитательная система. Добровольное неполитическое движение. Скаутская организация – воспитательная система, и направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принцип скаутизма – патриотизм, аполитичность, веротерпимость, внеклассный характер. Основные формы деятельности – походы, военизированные лагеря, трудовые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: