Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношения», «целостность», «структура», «компонент», «взаимосвязь», «результативность» и др.
Отсюда воспитательная система (ВС) – сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение.
1. Приемы технологии этической защиты (защиты от бескультурья):
-вопросы на воспроизведение;
- взять вину на себя;
- оставить наедине с собственным поступком, словами;
- противопоставление достоинств отрицательному;
- подстановка мотива;
- проекция будущего положительного поведения;
2. Приемы технологии создания ситуации успеха (психологическое поглаживание)
Создается в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть по-новому на себя. Снятие страха перед деятельностью, освобождение от психологического зажима.
- скрытая помощь;
- внушение уверенности в себе;
- авансирование личности;
- мотивация усиления социальной значимости;
- усиление понимания достоинства работы и игнорирование недостатков.
|
|
3. Приемы технологии формирования образа жизни, достойной Человека.
- оценка происходящего в повседневной жизни с позиции достойного и недостойного.
- использование персоналий;
- использование произведений искусства, содержания философских обобщений о смысле жизни.
Форма организации воспитательного процесса или форма воспитания – вариант организации конкретного воспитательного процесса.
- композиционное построение воспитательного мероприятия.
Классификация форм организации воспитательного процесса по Е.В. Титовой
- мероприятия – занятия(события), организуемые педагогами с целью воспитательного влияния на детей. Характерный признак – созерцательно-исполнительская позиция детей;
- дела – важная работа или событие, осуществляемая и организуемая членами коллектива. Деятельно-созидательная позиция детей, их участие в организаторской деятельности;
- игры – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в детском коллективе: сюжетно-ролевые, деловые, спортивные;
Поскольку воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер, они носят название КТД.
Выделяют следующие этапы организации КТД:
|
|
1. Целеполагание;
2. Планирование;
3. Организация и подготовка;
4. Непосредственное осуществление;
5. Анализ;
Классификации КТД:
1. По времени подготовки: экспромтные, длительно-готовящиеся;
2. По кол-ву участников: групповые и массовые;
3. По субъекту организации: организаторы-взрослые, сотрудничество детей и взрослых, инициатива и реализация принадлежит детям;
4. По принципу «для себя или для народа»: Открытые и закрытые;
5. По объекту воздействия: индивидуальные, кружковые, объединяющие(клуб, музей, общество) и массовые(классный час); * клуб действует по принципу самоуправления, имеет свое название и устав;
6. По направлениям формы воспитательной работы: познавательная деятельность, досуговая (развлекательная) деятельность, оздоровительно-спортивная деятельность, трудовая деятельность, творческая деятельность;
Последовательность организации классной работы:
1. Изучение и постановка воспитательных задач;
2. Моделирование предстоящей внеклассной работы;
3. Практическая реализация модели;
4. Анализ проведенной работы;
Мероприятие включает в себя следующие этапы:
1. Организационный момент 1-3 мин.;
2. Вводная часть – 1/5 времени;
3. Основная часть – ½ времени;
4. Заключительная часть 1/5 времени;
Методика организации КТД:
1. Предварительная работа;
2. Коллективное планирование;
3. Коллективная подготовка (работа микрогрупп);
4. Проведение КТД;
5. Коллективное подведение итогов;
6. Использование опыта проделанной работы;