Закономерности и механизмы развития человека в отечественной психологии

Процесс психического и личностного развития имеет определенные закономерности, которые следует рассматривать как тенденции развития К закономерностям развития относятся: 1 Наличие прежде качественных, а не количественных изменений, возникновения психических и личностных новообразований, новых психических механизмов, процессов, структур Важнейшими признаками развития является дифференциация (расчленение ранее единого феномена), появление новых аспектов, элементов в развитии, связей между сторонами внутреннего мира субъектта. 2 Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность, субъектность, духовность и др.) 3 Детерминированность развития Поскольку человек является биосоциальной существом, ее развитие обусловлено многими факторами зависимости от времени и ситуации развитие каждого индивида имеет специфические особенности 4 Неравномерность и гетерохронность В определенном возрасте различные психические свойства имеют разный уровень развития В одном периоде жизни ребенка существенные изменения происходят в познавательной деятельности (моло одший школьник), в другом - перестраиваются взгляды и формируются убеждения (ранняя юность) Но всегда она есть индивидуальностьістю. 5 сенситивность (в определенные возрастные периоды) Как известно, в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития определенных психических свойств Такие возрастные периоды называют сенситивными для развития т той или иной психической функции Например, для развития речи сенситивным является возраст от 1 до 5 лет, памяти - младший школьный возраст, мышления - подростковый период, мировоззрения - ранний юношеский е вік. 6 Интегрированность Каждая сфера личности является системой, возникающее в процессе онтогенеза, и элементом сложной системы - социального окружения Происходит интеграция различных сфер личности (интеллектуал ной, побудительной, эмоциональной, волевой, духовной) Она прослеживается и в пределах отдельной сферы, например, в интеллектуальной сфере интегрируются перцептивный и когнитивный уровне познания и т.д. С возрастом п сихика становится целостное, стабильной, что проявляется в поведении, поступках, действиях, в интегрированном отношение к действительностиності. 7 Пластичность развития Она обеспечивает компенсацию, замену действия одной психической функции другой (например, зрение - слухом у слепых) Развитие субъективного мира детей приводит к изменению соотношения реакторов ности и активности в процессе взаимодействия Растут произвольность, инициативность, самостоятельность поведения, сопротивление прямым внешним воздействиям, которые не соответствуют внутренним установкам младенцевтини. 8 Включение индивида в систему деятельности каждого возраста характерна особая ведущая деятельность, что приводит основные изменения в психике ребенка и его личности 9 Наличие противоречий между личностью и окружением, а также внутренних противоречий между отдельными составляющими личности и отдельными психическими функциями Продуктивная актуализация воспитателем и усви идомлення этих противоречий личностью, наличие воли в их решении, гуманистические отношения в группах, воспитания, самовоспитания обеспечивают прогрессивное развитие личности Итогом решения су перечности является возникновение психических новообразований возраста, не соответствующие предыдущий социальной ситуации развития, выходят за ее пределы Возникает новая противоречие, которая может быть решена благодаря построений и новой системы отношений, включение в новую ситуацию развития, удостоверяющий переход ребенка к новой психологического возраствіку. 10 постоянных прогресс личности Он является следствием благоприятных условий и адекватной активности ребенка 11 Саморазвитие личности Свидетельством его являются изменения личности как результат работы над собой, самостоятельных занятий, упражнений 12 Психическое и личностное развитие обусловлено действием механизмов защиты Я, проявлений акцентуаций личности, функционированием бессознательного Индивидуальное развитие человека, его становления как личности является целостным процессом, который характеризуется наличием взаимосвязанных периодов На начальных этапах развития закладываются, возникают основ вы определенных психических явлений, становление которых происходит в следующих периодах При определенных условиях одни образования перестраиваются, становятся более значимыми, а другие - перестают развиваться Это требует масштабно й активности субъекта развития (саморазвитияку). Итак, для возрастного развития человека характерны качественные и количественные изменения, разнонаправленность, взаимо-связь, интегрированность, неравномерность, гетеро-хроннисть, пластичность, противоречивость и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: