ГЛАВА 1. Ассиметричность информации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Ассиметричность информации………………………….................4

1.1 Понятие ассиметричности информации……………………………...…4

1.2 Типы ассиметричности информации……………………………….……6

1.3 Примеры ассиметричности информации…………………………..……7

ГЛАВА 2. Рыночные трансакции……………………………………...………9

2.1 Теория Дж. Коммонса………………………………………………..….10

2.2 Типы трансакций.…………………………………………..……………11

2.3 Рыночные трансакции…………………………………………...………12

ГЛАВА 3. Моральный риск……………………...…………………………...13

3.1 Понятие морального риска…………………………………..………….14

3.2 Виды морально риска………………………………..…………………..20

3.3 Моральный риск в рыночных трансакциях……………………..……..23

ГЛАВА 4. Варианты смягчения и устранения морального риска……………………………………………………………………...………26

4.1 Контроль за действиями агента………………………………..………..26

4.2 Стимулирующие контракты………………………………..…………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………...32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Проблема морального риска очень актуальна для нынешнего времени. Моральный риск изначально исходит из основной проблемы агентских отношений, а именно - из постконтрактного оппортунизма. Он заключается в том, что после заключения контракта действия агента могут не соответствовать интересам принципала. Данная проблема возникает по двум причинам. Во-первых, принципал и агент могут иметь разные интересы. Во-вторых, большое значение здесь имеет асимметричность информации, которую в дальнейшем мы рассмотрим. Моральным риском обозначается вероятность неблагоприятного влияния заключения контракта на действия агента. Здесь имеет место проблема принципал-агента, которая так же будет рассмотрена в данной курсовой работе. Впервые термин «моральный риск» возникает в литературе, посвященной проблемам страхования. И в дальнейшем с развитием институциональной теории приобретает больший масштаб воздействия и распространения.

Цель данной курсовой работы дать характеристику и определить влияние морального риска на отношения экономических агентов. Эта цель определила следующие задачи:

-Определить из чего исходит моральный риск;

-Рассказать о некоторых видах морального риска;

-Рассмотреть моральный риск в рыночных трансакциях;

-Привести варианты смягчения и устранения морального риска.

Объектом исследования является моральный риск, исследуемый с точки зрения институциональной теории.

Предметом исследования являются особенности морального риска.

Цели и задачи определили структуру работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. Ассиметричность информации

1.1 Понятие ассиметричности информации

Само по себе слово асимметрия (от лат. asymmetria — несоразмерность) – это отсутствие или нарушение симметрии[1]. В свою очередь, симетричность информации – это одно из условий модели совершенной конкуренции.

Отметим, что при рассмотрении конкурентого рынка создаётся идеальная модель – модель совершенной конкуренции. Она предполагает следующие условия: множество покупателей и продавцов на рынке, свободное перемещение ресурсов, отсутствие барьеров для вступления в отрасль, однородная и стандартная продукция и так же что нас интересует в первую очередь как мы уже сказали, это симметричность информации. Но в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается. Симметричность информации нарушается вследствии того, что каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный объем информации. На рынке несовершенной конкуренции информация, как правило, неполная. И наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает такой тип неполной информации, как асимметричная информация.

Если грубо говорить, то самое краткое определение асимметрии информации – это неполнота информации для одного из участников рыночной сделки. Но если говорить более полно, то асимметрия информации – это разная осведомлённость агентов рынка, либо участников сделки, об условиях сделки или намерениях друг друга, это проявление неравномерного распределение информации между участниками рынка – покупателями и продавцами, инвесторами и реципиентами инвестиций. Впервые данная категория информации упоминается была описана Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, под названием «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении», в журнале «Американское экономическое обозрение». К.Эрроу утверждает, что «… риск и неопределенность являются существенными составляющими медицинских услуг;… в сущности, все особенные черты этой отрасли в действительности происходят от преобладания неопределенности» [2].

В качестве примера он приводит взаимоотношения продавца и покупателя. Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества. Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.

Но допустим, если некоторая случайность может быть предусмотрена и запланирована в договоре, договорные отношения надежно защищены, экономическая ситуация в стране стабильная, то могут возникать и другие сложности, как в период заключения контракта (ex ante), так и в процессе его исполнения (ex post). Одна из сторон контракта может располагать важной частной информацией до заключения контракта, когда еще проводятся переговоры о его заключении, так и после заключения контракта, когда имеющейся информации недостаточно для оценки того, соблюдаются ли условия соглашения или нет. Сторона, обладающая большим объемом информации, может выиграть, если воспользуется своим информационным преимуществом. Здесь уже выступает такая экономическая категория, как оппортунизм. В новой институциональной экономической науке под оппортунизмом понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими[3]. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.»[4]

1.2 Типы асимметричности информации

Выделяется три типа оппортунистического поведения, которые соответствуют разным видам асимметрии информации:

1.1. покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики» (hidden characteristics), которая может привести к неблагоприятному отбору (adverse selection);

1.2. скрытые действия (hidden action)/скрытая информация (hidden information), которые приводят к моральному риску (moral hazard) той стороны, которая обладает информацией;

1.3. скрытые намерения (hidden intentions) партнера по сделке таят в себе опасность третьего вида оппортунистического поведения — вымогательства (hold-up).

1.3 Примеры асимметричности информации

Приведём несколько примеров ассиметрии информации.

Кредитный рынок.

При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Таким образом, снижается количество рисковых проектов, принимаемых для кредитования, и доля недобросовестных заемщиков.

Асимметрия информации на рынке страхования.

Здесь главным элементом заключения контракта между покупателем и продавцом – это неопределённость. Так как невозможно разделить всех клиентов по степени риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. Естественно, что клиенты с более низкой степенью риска переплачивают за риск, чем те у кого риск намного выше. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Можно было бы попробовать избежать этой ситуации, допустим, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о рынке. Но такое изначально невозможно. Следствием ухудшающего отбора является неэффективная работа рынка, неэффективное размещение ресурсов, а сам «ухудшающий отбор» является в свою очередь, следствием информационной асимметрии. С проблемой «ухудшающего отбора» и информационного неравенства также связан случай так называемого «морального риска», о которомы мы в дальнейшем будем подробно говорить. Ну а в качестве примера можно сказать, что приобретение страховки индивидом может побудить его чаще рисковать. И в дальнейшем, у страховой компании возрастают расходы. Это приведёт к увеличению размера страхового взноса для всех, а не только для виновника увеличения расходов. Из вышесказанного следует, что рынок страхования в условиях асимметрии информации является неэффективным.

Рассмотрев общую причину морального риска – ассиметричность информации, необходимо так же рассмотреть виды трансакций, так как моральный риск распростроняется на виды агентских отношений по-разному, в зависимости от типа трансакции, вида сделки и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: