Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток) отчетного периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен так:
Рб = Рр ± Рф ± Рвн
где Рб — балансовая прибыль или убыток;
Рр — результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
Рф — результат от финансовой деятельности;
Рвн — сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.
Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется следующим расчетом:
Рр = Np – Snp - Snep
где Np — выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС, акцизов и других аналогичных налогов и сборов;
Snp — себестоимость (производственная) реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
Snep — расходы периода (коммерческие и управленческие).
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг).
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли (рис.1) по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» (см приложение). Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.
Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности ОАО «УТ МВО» из формы №2.
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.
Из данных таблицы следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду снизилась на 150%, что привело также к уменьшению прибыли, остающейся в распоряжении организации на 85%.
Показатели | Отчетный период | Аналогичный период | Отчетный в % к предшествующему |
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг | 89,41699287 | ||
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг | 83,79603221 | ||
3. Валовый доход | 101,7403626 | ||
4. Расходы периода (коммерческие и управленческие) | 113,4293111 | ||
5. Прибыль (убыток) от реализации | -1476 | -3,510774939 | |
6. Сальдо операционных результатов | -42042 | -3,510774939 | |
7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности | |||
8. Сальдо внереализационных результатов | -29226 | -69,27890769 | |
9. Прибыль (убыток) отчетного периода | -29226 | -69,27890769 | |
10. Прибыль остающаяся в распоряжении организации | -29226 | -85,44864486 | |
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода | -29226 | -150,7582792 |
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие негативные изменения.
Прибыль от реализации растет медленнее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат.
2.2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг).
Прибыль отчетного периода отражается общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.
Показатели | Отчетный период | Аналогичный период | Отчетный в % к предшествующему | Абсолютное изменение |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг | 89,41699287 | -142101 | ||
Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг | 83,79603221 | -149421 | ||
Коммерческие расходы | 107,7884615 | |||
Управленческие расходы | ||||
Прибыль (убыток) от реализации | -1476 | -3,510774939 | -43518 |
Как видно из таблицы, уменьшение прибыли от реализации продукции на 43 518 тыс. руб. обусловлено падением выручки от реализации продукции на 242101тыс. руб. и ростом затрат на 50 838 тыс руб.
Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:
- отпускных цен на продукцию;
- объема продукции;
- структуры реализованной продукции;
- себестоимости продукции;
- себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;
- цен на материалы и тарифов на услуги;
- затрат на 1 рубль продукции.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице.
Показатели | Базисный период | Отчетный период | |
в базовых ценах и себестоимости | по фактическим ценам | ||
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг | |||
Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг | |||
Прибыль (убыток) от реализации | -1476 |
Обозначим:
q0 - количество реализованной продукции в базисном периоде;
- q1 - количество реализованной продукции в отчетном периоде;
- p0 - цена реализованной продукции в базисном периоде;
- p1 - цена реализованной продукции в отчетном периоде;
- c0 - себестоимость реализованной продукции в базисном периоде;
- с1 - себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде;
- P0 - прибыль от реализации продукции базисного периода;
- P1,0 - прибыль от реализации продукции отчетного периода в базисных ценах и себестоимости;
- P1 - прибыль от реализации продукции отчетного периода.
Используя данные таблицы, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов.
1. Изменение отпускных цен на продукцию. Сравним данные стр. 1 гр. 3 и стр. 1 гр. 2 таблицы. Разница между ними в 43 791 тыс. руб. (1 200 627 -1 156 836) свидетельствует об изменении прибыли за счет отпускных цен на продукцию.
∆ P(p) = ∑ q1p1 - ∑ q1p0
2. Изменение объема продукции. Умножим величину прибыли базисного периода (стр. 3 гр. 1) на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости (стр. 2 гр. 2: стр. 2 гр. 1), получим -1 385,26 тыс. руб. (-1 476 × 865 439: 922 126). Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода (42 042 тыс. руб.). В формализованном виде
∆P(K1) = P0 × K1 - P0 = P0 × (K1 - 1)
где ∆ Р (K1) - изменение прибыли за счет изменения объема продукции в оценке базисной себестоимости;
∑ q1c0 |
∑ q0c0 |
K1 - коэффициент изменения объема реализованной продукции в оценке по базисной себестоимости;
K 1 =
3. Изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным табл. это выглядит так:
стр. 3 гр. 1 × (стр. 1 гр. 2: стр. 1 гр. 1 - стр.2 гр.2: стр.2 гр. 1);
42 042 × (1156836: 1342728 -865439: 922126) = -3 235, 94тыс. руб.
Таким образом, незначительные изменения в структуре реализации (- 0,07) уменьшили сумму прибыли от реализации на 3 235,94 тыс. руб.
Представим расчет в формализованном виде:
∆P(K1, K2) = P0 × (K2 - K1)
где ∆ P(K1, K2) - изменение прибыли за счет структурных сдвигов в объеме реализации продукции;
К2 - коэффициент изменения объема реализации в оценке по отпускным ценам;
∑q1p0 |
∑q0p0 |
K2 =
4. Изменение себестоимости продукции. Сравним стр. 2 гр. 3 и стр. 2 гр. 2, таблицы (772705-865439=-92 734). Формализованный вид расчета:
∆P (o) = ∑q1c01 - ∑q1c0,
где ∆Р (0) - изменение прибыли за счет изменения себестоимости продукции.
5. Изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определим их влияние путем сравнения базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной себестоимостью фактически реализованной продукции в отчетном периоде. Для нашего примера:
стр. 2 гр. 1 х стр. 1 гр.2: стр. 1 гр. 1 - стр.2 гр. 2;
( 922126 х 1156836: 1342728 - 865439 ) =-70 975,37тыс. руб.
В формализованном виде расчет выглядит следующим образом:
∆ P(Sк) = ∑q0c0 × K2 - ∑q1c0,
где ∆Р (SK) - изменение прибыли за счет изменения себестоимости в результате структурных сдвигов в составе продукции.
6. Изменения цен на материалы и тарифы на услуги (электроэнергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) определяются по данным аналитического учета и расчетам экономистов.
В данном примере снижение цен на материалы и тарифы, на услуги в общей сумме составили 24 348 тыс. руб., что привело к такому же повышению прибыли.
7. Изменения затрат на 1 руб. продукции. Их влияние определим путем сравнения базисной себестоимости реализованной продукции отчетного периода (стр. 2 гр. 2) с фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы6. Хотя последний показатель в таблице не представлен, но по сведениям экономического отдела, в нашем примере он составляет 867 062 тыс. руб. Таким образом, увеличение на 1629 тыс. руб. (867 062 - 865439) затрат на 1 руб. продукции отрицательно повлияло на прибыль.
Кроме вышеназванных факторов исследуются случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В нашем примере эти факторы увеличили сумму прибыли на 109 141 тыс. руб.
Результаты факторного анализа целесообразно оформить в виде таблицы.
________________________________________________________________________________________________________
6- http://afdanalyse.ru/