Факторный анализ обшей, валовой (балансовой) прибыли

Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток) отчетного периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен так:

Рб = Рр ± Рф ± Рвн

где Рб — балансовая прибыль или убыток;

Рр — результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

Рф — результат от финансовой деятельности;

Рвн — сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется следующим расчетом:

Рр = Np – Snp - Snep

где Np — выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС, акцизов и других аналогичных налогов и сборов;

Snp — себестоимость (производственная) реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

Snep — расходы периода (коммерческие и управленческие).

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг).

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли (рис.1) по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» (см приложение). Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.

Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности ОАО «УТ МВО» из формы №2.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.

Из данных таблицы следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду снизилась на 150%, что привело также к уменьшению прибыли, остающейся в распоряжении организации на 85%.

Показатели Отчетный период Аналогичный период Отчетный в % к предшествующему
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг     89,41699287
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг     83,79603221
3. Валовый доход     101,7403626
4. Расходы периода (коммерческие и управленческие)     113,4293111
5. Прибыль (убыток) от реализации -1476   -3,510774939
6. Сальдо операционных результатов   -42042 -3,510774939
7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности      
8. Сальдо внереализационных результатов -29226   -69,27890769
9. Прибыль (убыток) отчетного периода -29226   -69,27890769
10. Прибыль остающаяся в распоряжении организации -29226   -85,44864486
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода -29226   -150,7582792

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие негативные изменения.

Прибыль от реализации растет медленнее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат.

2.2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Прибыль отчетного периода отражается общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.

Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

Показатели Отчетный период Аналогичный период Отчетный в % к предшествующему Абсолютное изменение
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг     89,41699287 -142101
Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг     83,79603221 -149421
Коммерческие расходы     107,7884615  
Управленческие расходы        
Прибыль (убыток) от реализации -1476   -3,510774939 -43518

Как видно из таблицы, уменьшение прибыли от реализации продукции на 43 518 тыс. руб. обусловлено падением выручки от реализации продукции на 242101тыс. руб. и ростом затрат на 50 838 тыс руб.

Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:

  • отпускных цен на продукцию;
  • объема продукции;
  • структуры реализованной продукции;
  • себестоимости продукции;
  • себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;
  • цен на материалы и тарифов на услуги;
  • затрат на 1 рубль продукции.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице.

Показатели Базисный период Отчетный период
в базовых ценах и себестоимости по фактическим ценам
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг      
Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг      
Прибыль (убыток) от реализации     -1476

Обозначим:

q0 - количество реализованной продукции в базисном периоде;

  • q1 - количество реализованной продукции в отчетном периоде;
  • p0 - цена реализованной продукции в базисном периоде;
  • p1 - цена реализованной продукции в отчетном периоде;
  • c0 - себестоимость реализованной продукции в базисном периоде;
  • с1 - себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде;
  • P0 - прибыль от реализации продукции базисного периода;
  • P1,0 - прибыль от реализации продукции отчетного периода в базисных ценах и себестоимости;
  • P1 - прибыль от реализации продукции отчетного периода.

Используя данные таблицы, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов.

1. Изменение отпускных цен на продукцию. Сравним данные стр. 1 гр. 3 и стр. 1 гр. 2 таблицы. Разница между ними в 43 791 тыс. руб. (1 200 627 -1 156 836) свидетельствует об изменении прибыли за счет отпускных цен на продукцию.

P(p) = ∑ q1p1 - ∑ q1p0

2. Изменение объема продукции. Умножим величину прибыли базисного периода (стр. 3 гр. 1) на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости (стр. 2 гр. 2: стр. 2 гр. 1), получим -1 385,26 тыс. руб. (-1 476 × 865 439: 922 126). Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода (42 042 тыс. руб.). В формализованном виде

∆P(K1) = P0 × K1 - P0 = P0 × (K1 - 1)

где ∆ Р (K1) - изменение прибыли за счет изменения объема продукции в оценке базисной себестоимости;

q1c0
 
q0c0

K1 - коэффициент изменения объема реализованной продукции в оценке по базисной себестоимости;

K 1 =

3. Изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным табл. это выглядит так:

стр. 3 гр. 1 × (стр. 1 гр. 2: стр. 1 гр. 1 - стр.2 гр.2: стр.2 гр. 1);
42 042 × (1156836: 1342728 -865439: 922126) = -3 235, 94тыс. руб.

Таким образом, незначительные изменения в структуре реализации (- 0,07) уменьшили сумму прибыли от реализации на 3 235,94 тыс. руб.

Представим расчет в формализованном виде:

∆P(K1, K2) = P0 × (K2 - K1)

где ∆ P(K1, K2) - изменение прибыли за счет структурных сдвигов в объеме реализации продукции;

К2 - коэффициент изменения объема реализации в оценке по отпускным ценам;

∑q1p0
 
∑q0p0

K2 =

4. Изменение себестоимости продукции. Сравним стр. 2 гр. 3 и стр. 2 гр. 2, таблицы (772705-865439=-92 734). Формализованный вид расчета:

∆P (o) = ∑q1c01 - ∑q1c0,

где ∆Р (0) - изменение прибыли за счет изменения себестоимости продукции.

5. Изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определим их влияние путем сравнения базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной себестоимостью фактически реализованной продукции в отчетном периоде. Для нашего примера:

стр. 2 гр. 1 х стр. 1 гр.2: стр. 1 гр. 1 - стр.2 гр. 2;
(
922126 х 1156836: 1342728 - 865439 ) =-70 975,37тыс. руб.

В формализованном виде расчет выглядит следующим образом:

∆ P(Sк) = ∑q0c0 × K2 - ∑q1c0,

где ∆Р (SK) - изменение прибыли за счет изменения себестоимости в результате структурных сдвигов в составе продукции.

6. Изменения цен на материалы и тарифы на услуги (электроэнергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) определяются по данным аналитического учета и расчетам экономистов.

В данном примере снижение цен на материалы и тарифы, на услуги в общей сумме составили 24 348 тыс. руб., что привело к такому же повышению прибыли.

7. Изменения затрат на 1 руб. продукции. Их влияние определим путем сравнения базисной себестоимости реализованной продукции отчетного периода (стр. 2 гр. 2) с фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы6. Хотя последний показатель в таблице не представлен, но по сведениям экономического отдела, в нашем примере он составляет 867 062 тыс. руб. Таким образом, увеличение на 1629 тыс. руб. (867 062 - 865439) затрат на 1 руб. продукции отрицательно повлияло на прибыль.

Кроме вышеназванных факторов исследуются случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В нашем примере эти факторы увеличили сумму прибыли на 109 141 тыс. руб.

Результаты факторного анализа целесообразно оформить в виде таблицы.

________________________________________________________________________________________________________

6- http://afdanalyse.ru/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: