Тема Родины и природы в лирике М.Ю Лермонтова

Если бы М.Ю.Лермонтов не стал бы великим русским поэтом, он смог увековечить свое имя как великолепный живописец. В его стихотворениях о природе звучит восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.
Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сказать о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же время лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.
В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики «Русская мелодия» поэт сопоставляет «бури шумные природы» с «бурями тайных страстей». В стихотворениях «Гроза», «Вечер», «Песня», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд.
В стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» поэт пишет о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является «Три пальмы» (1839 г.). В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества. Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения – воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на время освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное.

Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема Родины. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) юный поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол. Стихотворение «Родина» (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне («странная любовь»), но и исповедь любви к России.
Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине.
России парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча («славе, купленной кровью»), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства («разливы рек, подобные морям») поэт переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень», а от них – к нежным образам «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез».
В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00040101184864171342/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: