Тема 14. ГРУЗОВОЙ ВАГОННЫЙ ПАРК
Краткое содержание лекции
Структура вагонного парка и его роль в обеспечении перевозок
Многообразие перевозимых железными дорогами грузов определяет структуру парка грузовых вагонов.
Перевозки грузов по железным дорогам выполняются в грузовых вагонах МПС, а также в вагонах предприятий, организаций и учреждений.
Вагоны грузового парка должны быть приспособлены для перевозки определенных грузов. Поэтому вагонный парк состоит из грузовых вагонов различных типов, отличающихся по конструкции, назначению, грузоподъемности и числу осей. Вагонный парк играет ведущую роль в перевозном процессе. От наличия и состава вагонного парка, его технического состояния и рационального использования зависит выполнение главной задачи железных дорог по полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в перевозках грузов, обеспечению их сохранности и своевременной доставки в пункты назначения. Правильный выбор подвижного состава для перевозки в зависимости от характера и свойств перевозимого груза имеет большое значение для обеспечения сохранности груза и наиболее эффективного использования транспортных средств. Сохранность груза при перевозке в значительной степени зависит также от исправности подвижного состава в коммерческом отношении и правильности погрузки, размещения и крепления груза. Структура вагонного парка железных дорого стран СНГ за последние годы значительно изменилась: повысилась грузоподъемность вагонов, возросла доля вагонов открытого типа, специализированных.
По способу загрузки вагоны делят на открытые и закрытые. К первому типу относятся полувагоны, платформы, думпкары, транспортеры, а ко второму – обычные крытые, цистерны, изометрические и часть специальных (зерновозы, цементовозы и др.).
Вагоны открытого типа имеют значительные преимущества перед крытыми: шире применяются средства механизации при погрузке и выгрузке, что удешевляет и ускоряет погрузочно-разгрузочные операции и сокращает простой вагонов; относительно легкая тара вагонов, а также меньшая стоимость их постройки и ремонта, что сокращает расходы, связанные с перевозками; возможность перевозки длинномерных и громоздких грузов.
Основное направление в совершенствовании и развитии парка грузовых вагонов – увеличение их грузоподъемности и вместимости при одновременном снижении тары, широкое внедрение специализированных вагонов, перевод на роликовые подшипники, применение тележек, допускающих скорость движения поездов до 120 км/ч.