Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. ЧИКАГСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПОСЛЕ Р.Э.ПАРКА: ОБЩИЙ ОБЗОР




ТЕМА 13. ЧИКАГСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В 30-Е – 60-Е ГОДЫ: ЛУИС ВИРТ И ЭВЕРЕТТ ЧЕРРИНГТОН ХЬЮЗ

Краткое содержание лекции: Чикагская социология после Парка: общий обзор. — Множественность чикагских социологий.— «Чикагская школа мысли» или «чикагская школа деятельности»? «Имплицитная» теория. — «Вторая Чикагская школа», ее ключевые фигуры.

Две основные версии формалистического социологического анализа в послевоенной чикагской социологии: Л. Вирт и Э.Ч. Хьюз.

Социология Луиса Вирта: Биографические сведения; основные работы; темы его исследований. — Социология как общая и специальная наука. — Теория как «часть всего, что мы делаем». — Общая «схема соотнесения» как субститут теории. — Основные понятия: «взаимодействие», «группа», «сообщество», «общество». — Основные параметры «современности» под углом зрения общей «схемы соотнесения». — Вклад Вирта в социологию города. — «Город» и «цивилизация». — «Урбанизм как образ жизни». — Социологическое определение «города». — «Город» как социальная среда и «урбанизм» как «состояние духа». — Исследование «гетто».

«Интерпретативная институциональная экология» Эверетта Ч. Хьюза: Биографические сведения; научные интересы; основные работы Хьюза. — «Институт» как основная единица изучения. — Определение «института» как «действующего предприятия» (going concern). — «Должности» как позиции в институтах; «должностные лица» («функционеры»); «нужды» («желания» и «потребности») и связь «институтов» с ними; легитимные институты и «незаконнорожденные» институты. — Экологический аспект «институтов»: борьба «институтов» за выживание; «контингенции» выживания. — Социально-психологический аспект «институтов»: «должность», «Я» и «карьера». — «Лицензия» и «мандат» как важные понятия в хьюзовской социологии работы и социологии профессий. — «Этнография профессий»: исследования Хьюза и его ученики. — Анализ национал-социализма как образец применения хьюзовского подхода. — Недооцененная значимость социологического наследия Хьюза.

Чикагская социология после ухода Р. Парка из Чикагского университета характеризуется развитием социально-экологического подхода в различных направлениях и аспектах. — В одних случаях точкой приложения сил становятся одни грани социально-экологического подхода, в других другие.

Эволюция чикагской социологии: ее отзывчивость к новым теоретическим веяниям.

Работы Парка сохраняют свое основополагающее значение для послевоенной чикагской социологии. — Для содержащейся в них общей «схемы соотнесения» (frame of reference) характерны многомерность и открытость; это позволяет, акцентируя те или иные аспекты и возможности этой схемы, разрабатывать очень отличающиеся друг от друга подходы при сохранении их специфически «чикагской» окраски и очевидной связи с наследием Парка. — Размежевание разных подходов происходит по следующим параметрам:




  • Объективизм/интерпретативизм.
  • Экология/символическое взаимодействие.
  • Количественные/качественные методы исследования.

Крайние случаи: человеческая экология Р.Д. Маккензи (объективистский подход, почти полностью игнорирующий интерпретативную сторону социологии Парка), символический интеракционизм Блумера (интерпретативный подход, в котором полностью вынесена за скобки человеческая экология).

Включение столь разных подходов в «Чикагскую школу» закономерно ставит вопрос о ее единстве: многообразие ответов на этот вопрос.

Точка зрения Говарда С. Беккера: правильнее говорить не о «Чикагской школе социологической мысли», а о «Чикагской школе деятельности» (Г.С. Беккер). — Для чикагской социологии значима не общность формальной теории, а более тонкая трансляция социологического видения и мастерства через вовлеченность учителей и учеников в совместную исследовательскую работу (эта традиция была заложена еще во времена Парка). — Эволюция чикагской социологии.

Связанный с этим вопрос: была ли вообще у «Чикагской школы» своя теория? — Начиная с Парка, никто из интеллектуальных лидеров школы не писал теоретических трактатов. Вместе с тем, чикагскую социологию характеризует очевидная внутренняя связность:

§ неэксплицированность «теории» или только частичная ее эксплицированность;

§ «теория как аспект всего, что мы делаем» (Л. Вирт): связь социологической теории с эмпирическими исследованиями и практической деятельностью;



§ понимание «теории» как «схемы соотнесения»;

§ способ передачи/трансляции «теории» («схемы соотнесения») в Чикагской школе: на манер передачи языка или музыкального мастерства (Г.С. Беккер);

§ «имплицитная теория» (термин итальянского социолога Ф. Барбано).

Поздние исследования Э. Бёрджесса и его коллег (30-е – 50-е гг.): семья; делинквентность и преступность (возрастающее использование количественных методов анализа в этих областях); исследования старости (геронтология). — В исследованиях Бёрджесса в этот период используются преимущественно количественные методы исследования.

Для чикагской социологии 40-х – 60-х годов ключевыми являются следующие фигуры:

Амос Хоули: человеческая экология; организационная экология;

Родерик Д. Маккензи: человеческая экология (более объективистский вариант);

Герберт Блумер: символический интеракционизм;

Луис Вирт и Эверетт Ч. Хьюз: создали разные варианты формалистического анализа.

У Вирта и Хьюза, хотя оба ученики Парка, совершенно разные теоретические бэкграунды, разные референтные фигуры и влияния: для Вирта более значимы влияния Дж. Г. Мида и Ф. Тённиса (Р. Бендикс называет Вирта крупнейшим американским последователем Тённиса); на Хьюза больше повлияли Ч.Х. Кули, У.Г. Самнер, Р. Парк, Г. Тард, Г. Зиммель (некоторые считают Хьюза наиболее видным зиммелианцем 2-й половины ХХ в.), а также антропологи Р. Редфилд, А.Р. Рэдклифф-Браун, У. Ллойд Уорнер.

Кроме того, с социологическим факультетом Чикагского университета связан жизненный путь таких социологов, как Уильям Огборн, Эдвард Шилз, Уильям Фут Уайт и др.

(Историки «Второй Чикагской школы» отмечают ее неоднородность и эклектичность, а также, что немаловажно, неприязненные отношения между ее лидерами).





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1525; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9182 - | 7321 - или читать все...

Читайте также:

 

3.227.2.246 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.