История торговых марок в России насчитывает несколько столетий. Княжеские стяги в средневековой Руси, например, играли роль, схожую со «значками» римских легионеров. В России понятие о товарном знаке впервые появилось в «Новгородском уставе» 1667 г., выпущенном при царе Алексее Михайловиче. Тогда клеймо ставилось в таможне и свидетельствовало об уплате пошлины. Свою же настоящую роль клеймо стало играть уже после петровских реформ. Указ об обязательном клеймении товаров был издан при Екатерине II.
Относительный порядок в знаковом хозяйстве начал устанавливаться с появлением закона 1830 г., в котором были разработаны правила и способы клеймения. Предусматривалось уголовное наказание за подделку товара или клейма. Определились виды не подлежащих клеймению товаров. А закон 1896 г. уже вполне соответствовал торгово-промышленным отношениям развитого государства.
Свидетельство на товарный знак выдавалось департаментом торговли и мануфактур и его отделениями. Право на товарный знак состояло в исключительном пользовании в области торговых отношений. Собственник имел право выставлять его на товарах, выпускать товары на рынок под этим наименованием, употреблять его в рекламных объявлениях.
Таким образом, можно выделить несколько причин, свидетельствующих о важности развития товарного знака:
- облегчается защита от недобросовестной конкуренции;
- облегчается идентификация продукции, потребитель может заказывать товар или услугу по имени вместо описания;
- гарантируется, что товар или услуга имеют высокий уровень качества, потребитель получит товар или услугу с аналогичным уровнем качества;
- увеличивается престиж товаров и услуг по мере общественного признания товарного знака;
- потребители уверены, что они не рискуют, когда предпочитают товарный знак, с которым они знакомы и к которому ни относятся с доверием;
- хорошо известная марка более привлекательна для каналов сбыта.
Литература
Основная
1. Мазилкина Е.И. Брендинг: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Саратов: ЛА ООО «БизнесВолга», 2009. – 224 с.
2. Ульяновский А.В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. – М.: Эксмо, 2008. – 400 с.
Дополнительная
1. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2008. – 256 с.
2. Данько Т.П. Скоробогатых И.И. Количественные методы анализа в маркетинге. СПб.: Питер, 2006.