Краткое содержание

1. Различного рода группы издавна являются объектом со­циально-психологического анализа. Далеко не всякую сово­купность индивидов можно назвать группой. Так, несколько столпившихся человек, наблюдающих за последствиями дорожно-транспортного происшествия, представляют собой агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент.

2. Малая (или контактная) группа — совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для дос­тижения общих целей и осознающих свою принадлежность к этой совокупности. К большим (или дистантным) группам относят совокупности индивидов, насчитывающие от несколь­ких десятков до нескольких миллионов человек. Самым об­щим образом социальную группу можно определить как сово­купность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

3. Любая группа в рамках своего существования проходит раз­личные стадии. Высшей стадией является коллектив. Это группа людей, объединенных общими целями, достигшая вы­сокого уровня развития в ходе социально ценной совместной, деятельности.

4. Членство людей в группах обеспечивает удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Выделяют следующие функции групп: 1) социализация; 2) инструментальная; 3) экспрессивная; 4) поддерживающая.

5. Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является ее размер. Обнаружен ряд зависимостей между размером групп и поведением их членов. Особое внимание ис­следователи уделяют малым группам.

6. Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. В числе основных факторов, влияющих на эту структуру, — цели группы, однородность (или наоборот), раз­нородность социально-демографических, социальных и пси­хологических особенностей ее членов, степень, в которой при­надлежность к группе удовлетворяет потребности ее членов, величина группы.

7. Коммуникации между членами группы — значимый аспект групповой структуры. Та или иная конфигурация каналов коммуникаций, связывающая членов группы, называется коммуникационной сетью. Различные цели, стоящие перед группой, требуют различных коммуникационных сетей.

8. Одним из самых распространенных методов изучения груп­повой структуры является социометрия. Социометрический метод включает в себя ряд вопросов, предназначенных для того, чтобы индивид выбрал или отверг тех или иных членов своей группы применительно к каким-либо отношениям. На основе такого опроса можно зарегистрировать частоту контактов и их характер между парами индивидов, что вы­ступает в качестве показателей групповой структуры. Полу­ченные данные фиксируются в социоматрице и в социограм- ме. Используются также социометрические индексы, позво­ляющие количественным образом выразить некоторые харак­теристики группы.

9. Имеется ряд классификаций социальных групп, в каждой из которых используются различные основания для выделе­ния тех или иных видов. Группы подразделяют на первичные и вторичные, формальные и неформальные, референтные и группы членства. В отечественной классификации Г.М. Ан­дреевой все группы подразделяются на условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, стихийные и устойчивые, становящиеся и развитые.

10. Специфическим видом социальной группы является любая человеческая организация. Под организацией понимается группа с дифференциацией социальных ролей. Все многооб­разие организаций можно подразделить на формальные и не­формальные организаций.

Деятельность формальной организации осуществляется не только на основе официальных регламентаций, но и посредст­вом неформальной регуляции поведения людей. Неформаль­ная организация, так же как и формальная, выполняет опре­деленные функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: