Краткое содержание

Личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность с учетом взглядов, сущест­вующих в данных группах и обществе в целом. Эти взгляды находят свое выражение в соответствующих социальных нор­мах — общепринятых стандартах или правилах. Социальные (групповые) нормы предусматривают позитивные санкции по отношению к тем, кто следует этим нормам, и негативные санкции для тех, кто отступает от них.

Групповые нормы имеют значительную функциональную ценность, поддерживая сложившуюся организацию группы, сохраняя стабильность ее структуры и поддерживая опреде­ленный курс в направлении ее целей. В основе формирова­ния групповых норм лежит взаимодействие членов группы. Действенность групповых норм обусловлена таким психоло­гическим свойством личности, как конформность. Под кон­формностью понимается подчинение личности групповому давлению. Выделяют два типа влияния на индивида, побуж­дающих его к конформному поведению: информационное (же­лание быть правым) и нормативное (желание нравиться). Среди факторов социальной ситуации, влияющих на кон­формность, отмечают величину группы, степень определен­ности задачи, наличие "оппозиционера" в группе, групповую сплоченность. Среди личностных факторов, влияющих на конформность, отмечают ценности личности и особенности ее Я-концепции.

Выделяют два типа конформности — уступчивость и интер- нализацию. Под уступчивостью имеется в виду податливость индивида, демонстрирующего внешнее согласие с мнением группы при внутреннем несогласии. Интернализация — бо­лее глубокий уровень конформности, когда индивид принима­ет на веру мнение группы и полностью его разделяет в после­дующих ситуациях.

Иногда убедительное меньшинство, выступающее с новой идеей, может успешно повлиять на позицию большинства и изменить ее. Самым важным фактором, определяющим эф­фективность влияния группы меньшинства, является стиль поведения при высказывании нонконформистских взглядов. Меньшинство является наиболее убедительным тогда, когда его поведение отличается логической последовательностью, но не "ригидностью", и когда оно способно опровергнуть взгляды большинства.

6. Наибольший эффект воздействия какой-либо группы на лич­ность отмечается в тех случаях, когда эта группа является референтной (эталонной) для данной личности. Референтная группа — это такая, с которой личность отождествляет или сравнивает себя. Выделяют несколько типов референтных групп. Нормативные референтные группы — такие, ценности и нормы которых индивид одобряет, хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение. Сравнительные ре­ферентные группы — такие, которые индивид использует лишь для оценки своего статуса и поведения. Негативные ре­ферентные группы — такие, по отношению к которым инди­вид находится в оппозиции.

7. Присутствие других людей может заметным образом влиять на индивидуальное поведение. При этом наблюдаются два противоположных явления в различных случаях: социальная фасилитация и социальная ингибиция. Социальная фасили- тация — это возрастание активности и продуктивности инди­вида вследствие присутствия рядом других людей. Социаль­ная ингибиция — это снижение индивидом своей активности и продуктивности в присутствии других людей.

8. Имеющиеся данные показывает, что когда речь идет о доми­нантной, или хорошо усвоенной, реакции индивида, то присут­ствие других людей может повышать его продуктивность. Если же речь идет о задачах новых или сложных для индивида, то присутствие других людей может понижать его продуктив­ность.

9. Если индивидуальный вклад каждого из участников совмест­ной деятельности невозможно оценить, то наблюдается явле­ние социального расслабления. Это объясняется тем, что люди в группе обычно чувствуют меньшую персональную от­ветственность за свои индивидуальные действия.

10. Социальная фасилитация и социальное расслабление — взаи­мосвязанные явления. Эту взаимосвязь исследователи объяс­няют на основе теории социального воздействия Латане и тео­рии самоэффективности Бандуры.

В соответствии с теорией социального воздействия влияние аудитории на индивида зависит от количества наблюдателей, силы (важности) аудитории и непосредственности аудитории. В соответствии с теорией самоэффективности на выполнение индивидом какой-либо деятельности влияют два типа ожида­ний: 1) ожидание самоэффективности — вера в то, что инди­вид способен успешно справиться с данной задачей, и 2) ожи­дание результата — вера в то, что выполнение определенных действий приведет к известным результатам (похвалам, по­клонению, деньгам).

11. Объяснить поведение толпы можно исходя из положений со­циальной фасилитации и социального расслабления. В толпе механизмы торможения у людей ослабевают и они могут про­являть поведение, которого при других условиях обычно не демонстрируют, — утрату чувства индивидуальной иден­тичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: