Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам

Статья устанавливает основные виды правовых актов главы государства, которыми оформляются его решения при реализации полномочий. Определено их место в российской иерархии нормативных актов.

1. Указы могут носить нормативный (Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 02.01.2015) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")) и ненормативный характер(Указ Президента РФ от 4 февраля 2015 г. N 46 "О награждении государственными наградами Российской Федерации иностранных граждан"). Распоряжения, как правило, издаются по кадровым и организационно-оперативным вопросам (Распоряжение Президента РФ от 5 февраля 2015 г. N 20-рп "О проведении Петербургского международного юридического форума").

Правовая природа нормативных актов Президента РФ и практика их издания, безусловно, предмет самостоятельного и глубокого анализа, который был предпринят целым рядом авторов и результаты которого широко представлены в отечественной правовой литературе. Ключевой момент анализа заключается в том, что Президент РФ наделен правом издания обязательных для исполнения указов по любому вопросу исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции с ее субъектами, то есть, установленное ст. 90 Конституции полномочие Президента может быть охарактеризовано, и не как «чистое» исполнительное полномочие, а как действенное средство влияния на осуществление исполнительной власти в стране.

Конституционный Суд 30 апреля 1996 г. принял одно из своих наиболее значимых для государственного строительства постановлений, ссылаясь на то, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Суд постановил, что Президент имеет право издавать указы, восполняющие пробелы в правовом урегулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом"). Как видно из решения Конституционного Суда, конституционная норма о Президенте – гаранте Конституции «создает» самые различные дополнительные полномочия Президента, как бы «скрытые» в тексте Конституции.

В результате в течение последнего десятилетия XX в. Президент издавал указы по широкому спектру экономических вопросов, подменяя ими законодательное регулирование. За два срока президентства Б.Н. Ельцин подписал 5289 указов, многие из которых ликвидировали пробелы в праве. Это объяснялось необходимостью придать экономическим реформам статус законности, несмотря на противодействие со стороны оппозиционного парламента. Однако краткие указы оставляли бюрократам огромное поле деятельности по собственному усмотрению. Как результат – «реформы по указу» оказались одинаково неэффективными и непопулярными. В свою очередь, и Федеральное Собрание второго созыва, стремясь «конкурировать» с Президентом, делало объектом своего законотворчества общественные отношения, для регулирования которых в ситуации сбалансированности полномочий ветвей власти вполне достаточно постановления Правительства РФ или другого подзаконного акта.

Правила опубликования и вступление актов главы государства регулируется Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Согласно документу, указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера в течение 10 дней после дня их подписания в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов осуществляет Государственно-правовое управление Администрации Президента РФ. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Ознакомиться с наиболее полной базой актов Президента РФ как нормативного, так и ненормативного характера также можно на его официальном сайте во вкладке «Документы» URL: http://text.document.kremlin.ru/

Конституционная практика, помимо указов и распоряжений, знает внеконституционные формы актов главы государства, а именно поручения и указания, действие которых урегулировано соответствующим Указом Президента РФ от 28.03.2011 N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" (вместе с "Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации")

2. Требование исполнения указов и распоряжений главы государства на всей территории России обусловлено президентскими функциями по определению основных направлений политики государства и согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Данная норма служит обеспечительным инструментом государственной целостности и единства системы государственной власти в России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), а также единообразия правовой системы государства.

3. Статья устанавливает требования к решениям главы государства – не противоречие Конституции РФ и федеральным законом. В этом выражается не только подзаконный характер актов Президента РФ, но и его статусом как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Контроль за соответствием нормативных актов Президента Конституции РФ возложен на Конституционный Суд РФ (п а) ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ (ч. 1) и 2) ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) "О Верховном Суде Российской Федерации").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: