Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 18.10.2013) " О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "
Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 30.10.2013) " О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "
Законодательный процесс – основная деятельность парламента, главная составная часть правотворческой процедуры, ее сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Регламентируется Конституцией и регламентами палат парламента
Законотворчество – сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1 ) законодательная инициатива – ст. 104 Конституции РФ, Регламентами палат парламента
2) обсуждение законопроекта в ГДФС - Регламентами палат парламента
3) принятие закона ГД ФС - ст. 105 Конституции РФ, Регламентами палат парламента
4) одобрение закона Советом Федерации ФС - ст. 106 Конституции РФ, Регламентами палат парламента
5) подписание и обнародование закона Президентом РФ - ст. 107, 108 Конституции РФ; Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"
Право законодательной инициативы может осуществляться в форме внесения в ГД:
а) проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы, федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства СССР;
в) поправок к законопроектам.
В соответствии со ст. 105 Регламента при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
1. Законодательная инициатива
Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Важную роль на данном этапе играют такие органы палаты как Совет Государственной думы и ответственный комитет.
Совет Государственной Думы:
ü назначает комитет Государственной Думы ответственным по законопроекту;
ü принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов ГД на очередной месяц;
ü направляет законопроект в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
ü Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ направляются в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для подготовки предложений и замечаний;
ü устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний;
ü устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.
2) обсуждение законопроекта
Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного уровня; устранить противоречия, пробелы, неточности и другие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Однако в современный период из-за финансовых и формально-организационных факторов подобное бывает весьма редко. Состоит из трех чтений.
В процессе первого чтения обсуждается общая концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость.
А)Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект и Б) содоклада представителя ответственного комитета. После этого проводятся В) прения, в которых могут принимать участие депутатские объединения, депутаты и иные лица, приглашенные для участия в обсуждении. В ходе прений высказываются предложения и замечания.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может вынести одно из следующих решений:
- принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
- отклонить законопроект;
- принять закон.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает сроки внесения в него поправок и направляет в ответственный комитет для доработки.
Второе чтение посвящено обсуждению поправок к законопроекту.
В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Он сообщает о промежуточных итогах работы над законопроектом, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Идет постатейное голосование. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Законопроект отправляется в ответственный комитет для внесения проголосованных поправок и редакторской правки.
При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок, обсуждение законопроекта в целом, а также его отдельных разделов, глав, статей.