Дифференциация звука «Р» на занятиях. Конспект

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука «Р» или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться правильного произношения звука «Р», воспитывать умение определять правильное положение языка.

Предшествующая работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках т, д, н, ш, ж, л; целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка, - на звуках ф, в, с, з; умение делать язык широким – на звуках ц, с, з, ш, ж.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук «Р». Приготовить картинку с изображением тигра.

Игра «Лошадки»

Краткое описание.

Дети делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие – лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, сердито говоря: «тррр…». Потом дети меняются ролями.

Упражнение «Тигр рычит»

Краткое описание.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен тигр, и говорит, что тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук «Р», подражая рычанию тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук «Р»? (Язык был у бугорков, за верхними губами.) Что делает язык, когда мы произносим звук «Р» (Язык пляшет, дрожит.) а как рычит тигр? (Тигр рычит сердито.) Правильно, когда мы произносим звук «Р», широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там держат.

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука «Р» язык поднят за верхние зубы, но не прижат, а дрожит. Если у детей на занятии не будет вызван звук «Р» или он будет произноситься недостаточно четко, то на занятиях подгруппами и индивидуальных занятиях надо вырабатывать звук «Р», и вибрацию кончика.

Игры на звук «Р»

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: