В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче,
чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и
сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются
лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выде
ляются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки —
наоборот, из конца слова.
С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.
Вместе с тем необходимо учитывать и особенности восприятия и произношения звуков речи умственно отсталыми школьниками. Многие умственно отсталые дети воспринимают начало слова более четко, чем его середину или конец.
|
|
Что касается согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных р и л часто затруднено вследствие их дефектного произношения умственно отсталыми детьми. Поэтому работу по выделению звуков на фоне сло-
ИЗ
ва начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в
и др.)-
Прежде всего необходимо уточнить артикуляцию согласного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание на звучание, характерное для данного звука. Определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.
Затем логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Логопед дает детям слова как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).
Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо-произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.
Звук связывается с буквой. Рекомендуются следующие задания с использованием буквы:
|
|
1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
2. Разделить страницу на две части. С одной стороны за
писать букву, с другой стороны поставить черточку. Лого
пед читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети
ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крес
тик ставится под черточкой.
3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным зву
ком, показать соответствующую букву.
4. Выделить из предложения слово, включающее данный
звук, и показать соответствующую букву.
5. Показать картинки, в названии которых имеется звук,
обозначаемый заданной буквой.
После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного в начале или конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине слова. Начинают с простых слов (например, коса — при выделении звука с), затем предъявляют слова со стечением согласных (например, марка— при выделении
звука/?). Вначале слово произносится по слогам с интонированием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.
Примерные задания по выделению звука р на фоне слова
1. Поднять руку или карточку с буквой р, если в слове
имеется звук р. Слова называет логопед. Примерные слова:
рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша,
стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава, забор,
ножницы, корова, марка, помидор.
2. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть
звук/».
3. По сюжетной картинке назвать слова со звуком/».
4. Придумать слова со звуком р.
5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду
или игрушки, в названии которых есть звук р,
6. Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово.
Например: го... (ра), ко... (ра), вед... (ро), ша... (ры), топо...
(ры), забо... (ры), кома... (ры).
Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук— во втором или в третьем; затем произнести все слово, уточнить место звука в слове.
7. Логопед произносит- слова. Дети пишут букву р в тет
ради, если в слове есть звук р. Если в слове нет звука р, то
ставят черточку. Предъявляются слова, в которых звук про
износится в начале, середине и конце слова.
8. Дополнить предложение словами, в которых содержит
ся звук р с опорой на картинки. Например, логопед назы
вает часть предложения, а. ученики выбирают картинку на
звук р и дополняют предложение соответствующими слова
ми: Мама посадила на грядке... (свекла, лук, морковь). Или:
В нашем лесу растут... (дубы, сосны, березы); На клумбе
расцвели... (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели...
(лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные... (яблоки, груши,
сливы); На лугу пасутся... (овцы, козы, коровы); Мама купи
ла... (книга, ведро, шапка).
Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.
1 9. Игра в лото^Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой р. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук р и закрывают картинку квадратиком с буквой р, если в слове есть звук р, и цветным квадратиком — если в слове нет данного звука.