Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Выделение (узнавание) звука на фоне слова




В процессе развития элементарных форм фонематичес­кого анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в сло­ве, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче,
чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и
сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются
лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выде­
ляются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки —
наоборот, из конца слова.

С большим трудом дети определяют наличие в слове глас­ного и выделяют его в конце слова. Это объясняется осо­бенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимает­ся детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок со­гласного звука.

Вместе с тем необходимо учитывать и особенности вос­приятия и произношения звуков речи умственно отсталыми школьниками. Многие умственно отсталые дети восприни­мают начало слова более четко, чем его середину или конец.

Что касается согласных звуков, то исследователи указы­вают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако вы­деление шипящих и сонорных р и л часто затруднено вслед­ствие их дефектного произношения умственно отсталыми детьми. Поэтому работу по выделению звуков на фоне сло-




ИЗ


ва начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в

и др.)-

Прежде всего необходимо уточнить артикуляцию соглас­ного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а за­тем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание на звучание, характерное для данного звука. Определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.

Затем логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: однослож­ных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стече­нием согласных. Логопед дает детям слова как с отрабаты­ваемым звуком, так и без него. Заданный звук должен на­ходиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Сначала наличие звука определяется на слух, и на осно­ве собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, нако­нец, по слухо-произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

Звук связывается с буквой. Рекомендуются следующие задания с использованием буквы:

1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.




2. Разделить страницу на две части. С одной стороны за­
писать букву, с другой стороны поставить черточку. Лого­
пед читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети
ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крес­
тик ставится под черточкой.

3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным зву­
ком, показать соответствующую букву.

4. Выделить из предложения слово, включающее данный
звук, и показать соответствующую букву.

5. Показать картинки, в названии которых имеется звук,
обозначаемый заданной буквой.

После того, как у детей будет сформировано умение оп­ределять наличие согласного в начале или конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находить­ся в середине слова. Начинают с простых слов (например, коса — при выделении звука с), затем предъявляют слова со стечением согласных (например, марка— при выделении


звука/?). Вначале слово произносится по слогам с интони­рованием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.

Примерные задания по выделению звука р на фоне слова

1. Поднять руку или карточку с буквой р, если в слове
имеется звук р. Слова называет логопед. Примерные слова:
рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша,
стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава, забор,
ножницы, корова, марка, помидор.

2. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть
звук/».

3. По сюжетной картинке назвать слова со звуком/».

4. Придумать слова со звуком р.

5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду
или игрушки, в названии которых есть звук р,



6. Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово.
Например: го... (ра), ко... (ра), вед... (ро), ша... (ры), топо...
(ры), забо... (ры), кома... (ры).

Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук— во втором или в третьем; затем произнести все слово, уточнить место звука в слове.

7. Логопед произносит- слова. Дети пишут букву р в тет­
ради, если в слове есть звук р. Если в слове нет звука р, то
ставят черточку. Предъявляются слова, в которых звук про­
износится в начале, середине и конце слова.

8. Дополнить предложение словами, в которых содержит­
ся звук р с опорой на картинки. Например, логопед назы­
вает часть предложения, а. ученики выбирают картинку на
звук р и дополняют предложение соответствующими слова­
ми: Мама посадила на грядке ... (свекла, лук, морковь). Или:
В нашем лесу растут ... (дубы, сосны, березы); На клумбе
расцвели ... (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели ...
(лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные ... (яблоки, груши,
сливы); На лугу пасутся ... (овцы, козы, коровы); Мама купи­
ла ... (книга, ведро, шапка).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.





1 9. Игра в лото^Детям предлагаются карточки с картин­ками на слова, включающие звук р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой р. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картин­ку, определяют, есть ли в названии звук р и закрывают кар­тинку квадратиком с буквой р, если в слове есть звук р, и цветным квадратиком — если в слове нет данного звука.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 4825; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9777 - | 7389 - или читать все...

Читайте также:

  1. A)общий; b)альтернативный; c)разделительный; d)специальный (к выделенным словам); e)вопрос к подлежащему
  2. Exercise 1. Переведите следующие предложения на русский язык. Составьте вопросы к подчеркнутым словам
  3. Exercise 4. Составьте словосочетания, используя слова из левой и правой колонок. Переведите полученные словосочетания
  4. Glossary / Словарь
  5. I. Изучающее чтение. (40 мин) Направлено на формирование компетенции ОК-5. Задание 1. Изучить новые слова
  6. I. Определите значение данных слов и словосочетаний, используя англо-русский словарь
  7. I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета, и к каждому из них поставить вопрос
  8. I. ПЕРЕПИШИТЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ В СВОЙ СПОРТИВНЫЙ СЛОВАРЬ, НАПИШИТЕ ИХ ТРАНСКРИПЦИЮ, ПОЛЬЗУЯСЬ АНГЛО-РУССКИМ СЛОВАРЕМ, И ВЫУЧИТЕ ИХ
  9. I.7 Выделение мнемических опор
  10. II. Вычленение первого и последнего звука из слова
  11. II. Основная часть занятия. 1. Дифференциация гласных О — Ё в словах


 

3.227.233.6 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.