Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены
Основным элементом в составе цены является себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме.
Другим важным элементом цены является прибыль.
Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо–сбыточных надбавок, в которыхучитываются расходы позакупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.
В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги. налог на добавленную стоимость (НДС), акциз и налог на прибыль.
Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования.
Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.
По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д.
Косвенные налоги – это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет.
НДС и акцизы были выведены в российскую хозяйственную практику с 1 января 1992г.
По своей экономической сущности НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы.
4.20.Управление финансами предприятия.
Финансовое планирование — это планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов; финансовое планирование обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с источниками финансирования. Финансовое планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования.
Цель финансового планирования — обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими по объему и структуре финансовыми ресурсами. При составлении финансового плана осуществляется:
· планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;
· расчет потребности в собственных оборотных средствах;
· анализ и планирование денежных потоков;
· расчет необходимых финансовых ресурсов (объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования, потребности в кредитных ресурсах);
· составление баланса доходов и расходов предприятия.
· Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов.
Цель составления финансового плана — увязка доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств и источники его покрытия.
НДС и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Расчеты следует начинать с определения плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд, так как они являются частью себестоимости и предшествуют плановым расчетам прибыли.
Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из норм амортизации и среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам основных фондов).
Финансовый менеджмент — это управление финансами предприятия, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данного предприятия на рынке.
Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма, т.е. совокупности форм и методов организации, планирования и стимулирования процесса формирования и использования финансовых ресурсов.
Финансовый механизм включает:
• финансовые методы — планирование, прогнозирование, кредитование, страхование, инвестирование и т.п.;
• финансовые рычаги — цену, процентные ставки, формы расчетов, виды кредитов и т.п.;
• обеспечение — правовое (законы Российской Федерации, указы Президента, постановления Правительства и т.п.); нормативное (инструкции, нормативы и методические указания); информационное (любая информация о предприятии, рынке, посредниках и т.п.); кадровое, техническое и программное;
• финансовые инструменты — краткосрочные и долгосрочные инвестиционные ценности, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках (денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и т.д.).
Оперативное финансовое планирование на предприятии включает:
• составление платежного календаря;
• составление (расчет) кассового плана;
• расчет потребности в краткосрочном кредите.
Составление платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи вбюджет, во внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада, пятидневка). Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.
Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисления средств, вторым — доходная часть. Соотношение обеих частей календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями.
Кассовый план — это план оборота наличных денег через кассу предприятия, который обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их поступлением и использованием. Кассовый план составляется на квартал. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия.
Кассовый план состоит из четырех разделов: 1) источники поступления наличных денег; 2) расходы; 3) расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда; 4) календарь выдач заработной платы рабочим и служащим по установленным срокам (суммы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке).
Разработка кассового плана начинается с первого раздела, в котором отражаются поступления наличных денег в кассу предприятия (кроме денег, получаемых в банке).
Вторым этапом разработки является расчет третьего раздела кассового плана. Планируемый фонд заработной платы и премии рассчитываются на основе годового плана на соответствующий квартал. Наличные деньги на заработную плату выдаются за вычетом из начисленной суммы удержаний, налогов и перечислений.
После расчета выплат заработной платы заполняется второй раздел — расходы. Во втором разделе показываются расходы предприятия в виде наличных денег на заработную плату, командировочные и хозяйственные расходы, выплату пособий по социальному страхованию и т.п.
В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы рабочим и служащим, где указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами в установленные сроки (конкретные числа каждого месяца). Эти суммы в соответствии с договором расчетно–кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату.
Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае в банк представляются необходимые документы, и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необходимо вернуть банку.
Основными финансовыми документами фирмы являются:
· Баланс (баланс активов и пассивов).
· Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков).
· Отчет о фондах и их использовании.
· Счет финансирования.
Финансовая отчетность является основой определения платежеспособности и прибыльности. Платежеспособность — это способность фирмы погасить долги при наступлении срока платежа. Информация о задолженности отражается в балансе.
Баланс показывает финансовое положение фирмы на определенный, как правило последний день месяца, квартала, года. Баланс состоит из двух частей: в левой указываются активы, в правой — пассивы. В активе показаны средства, которыми располагает фирма (производственные запасы, товары, основной капитал, дебиторская задолженность). В пассиве показаны источники средств, т.е. кредиторская задолженность фирмы и собственный (акционерный) капитал. В собственном (акционерном) капитале указывается сумма, подлежащая распределению между держателями акций в случае ликвидации фирмы на дату составления баланса. Обе части баланса всегда уравновешены, т.е. сбалансированы.
Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) показывает сумму прибыли или убытков фирмы за год. В то время как баланс характеризует платежеспособность фирмы на определенную дату, отчет о прибылях и убытках отражает прибыльность фирмы, т.е. показывает результат деятельности фирмы за определенный период.
В отчете о прибылях и убытках сравнивается сумма выручки от продажи товаров и другие виды доходов со всеми затратами и капиталовложениями осуществленными в процессе функционирования фирмы. В результате своей деятельности за год фирма имеет или чистую прибыль, или убыток.
Если отчет о прибылях и убытках представляет интерес для акционеров фирмы, то отчет о полученной прибыли к распределению представляет интерес для нее самой.
В отчете о полученной прибыли к распределению показаны суммы, которые были использованы самой фирмой для расширения деятельности. Акционера интересует увеличение курса акций ибо фирма стремится к росту полученной прибыли.
Еще больше информации о том, как работает фирма, можно получить из финансового отчета о фондах и их использовании. В отчете о фондах указывается чистая прибыль и амортизация. После реализации продукции сумма амортизации высвобождается и используется на развитие предприятия.
В отечественном бухгалтерском учете используется также финансовая форма, называемая «Счет финансирования» в которой отражается движение капиталов и обязательства. Счет финансирования показывает, за счет каких ресурсов происходит развитие предприятия и каковы направления их использования.
4.21. Финансовая стратегия предприятия.
Финансовая стратегия – это выбранное направление долгосрочной деятельности предприятия в условиях рынка, предполагающее определенное использование финансовых ресурсов предприятия для достижения финансовых целей.
Основы финансовой стратегии – всесторонний анализ факторов использования финансовых ресурсов и финансовых рычагов предприятия, подчиненных поставленным целям и связанным с ними производственно-финансовым планированием.
Бюджетирование — это производственно–финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений в целях определения их финансовых затрат и результатов.
Бюджет — это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
Бюджеты имеют множество видов и форм.
Наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.
Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Работа по составлению общего бюджета включает несколько этапов:
· подготовка прогноза и бюджета продаж;
· определение ожидаемого объема производства;
· расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
· расчет и анализ денежных потоков;
· составление планируемых финансовых отчетов.
Составление общего бюджета начинается с операционного бюджета.
Операционный бюджет — это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием. Он включает: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет закупки и использования сырья и материалов, бюджет по труду, бюджет общецеховых расходов, бюджет цеховой себестоимости, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет производственной себестоимости, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет полной себестоимости и бюджет по прибылям и убыткам.
Первым этапом в разработке операционного бюджета является составление бюджета продаж, заключительным этапом — составление бюджета по прибылям и убыткам.
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, выручки от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. На основе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции и (или) внедрение нового технологического процесса.
Бюджет производства показывает количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов.
На основе перечисленных бюджетов составляется бюджет по прибылям и убыткам. Информация о доходах берется из бюджета продаж.
Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура средств и планируемые направления их использования, он включает:
· бюджет движения денежных средств — план поступлений и платежей денежных средств. При расчете этого бюджета определяющим является время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций;
· бюджет капитальных вложений, который определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций;
· бюджетный баланс, который характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия. Бюджетный баланс является заключительным в процессе подготовки общего бюджета.