Ценообразующие факторы

Современные теории рассматривают цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов: спроса, потребительского выбора, предложения.

Под ценообразующими факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры цен. В условиях свободного ценообразования выделяются следующие ценообразующие факторы.

Факторы спроса. Среди данных факторов выделяют вкусы и предпочтения потребителей, размеры их денежных доходов и накоплений, потребительские свойства товара, его качественные характеристики.

В рыночной экономике право окончательного решения о том, какие товары будут покупаться, принадлежит покупателю. Поэтому фирма, управляемая рынком, должна в своих решениях исходить из цен, приемлемых для рынка.

С точки зрения потребительского выбора существует целый ряд причинных факторов или детерминантов важности цены имеющих психологический оттенок (эффект уникальной ценности, эффект осведомленности об аналогах, эффект трудности сравнения, эффект суммарных затрат и др.) Можно выделить девять причинных факторов, или детерминантов, важности цены.

Наиболее многочисленной является группа факторов предложения, определяющих цену предложения. Поскольку цена предложения в значительной степени определяется затратами на производство продукции, то к числу ценообразующих факторов в первую очередь относятся: концентрация производства, рост производительности труда, технический прогресс, снижение расходов сырья и стоимости рабочей силы на единицу выпускаемой продукции

Изменение издержек производства не сразу приводит к изменению цен. В течение некоторого времени те фирмы, на которых было достигнуто повышение производительности труда или внедрено то или иное техническое усовершенствование, будут получать сверхприбыль. Это особенно характерно для периода оживления и подъема, когда спрос на данную продукцию находится на высоком уровне и предприятиям не надо присматриваться к действиям конкурентов. В условиях же кризиса, когда спрос падает и конкуренция обостряется, цены начинают быстро снижаться.

Кроме названных факторов величины колебаний цен зависят от специфики производства и потребления, а также от длительности периода использования, Наиболее резко и быстро реагируют на изменение мировой конъюнктуры цены на сырье и потребительские товары длительного пользования, менее резко – цены на полуфабрикаты и на продукцию производственного назначения.

Еще один важный ценообразующий фактор – степень монополизации рынка. Чем она выше – тем выше уровень цен и меньше его колебания.

Наряду с рыночными долговременными ценообразующими факторами существуют кратковременные (сезонные колебания цен, колебания бюджетных котировок и т.п.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: