Теоретические основы цены

Проблемы стоимости и цены в процессе развития экономической науки были всегда объектом теоретической и идеологической борьбы.

Теория, утверждающая, что основа цены– стоимость, созданная трудом, получила название теории трудовой стоимости (разработана В. Петти, А. Смитом. Д. Рикардо).К. Маркс, развивая эту теорию, довел ее до завершения, сделав вывод, что цена– это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников. Основное содержание марксистской теории трудовой стоимости заключается в обосновании положения, что в основе любых цен лежат трудовые стоимости, либо непосредственно (как в простом товарном производстве), либо в превращенной форме (как в ценах капиталистического хозяйства) и в попытке от теории трудовой стоимости перейти к теории прибавочной стоимости, тем самым обосновав эксплуататорский характер капиталистического производства. Однако при этом не объяснялась связь между затратами живого труда и полезностью товара, который приобретается покупателями в первую очередь ради его полезности, а не потому, что на его изготовление затрачен труд.

В 70–х г.г XIX в. появляются новые варианты теории стоимости. получившие название теории предельной полезности. Согласно им в основе цены лежит полезность, степень которой субъективна для каждого участника обмена. Предельная полезность – та цена, по которой потребитель готов приобрести товар. Если оценка потребителя выше фактической цены, спрос на рынке превышает предложение и имеет место дефицит товаров. Если ниже –спрос отсутствует. Если же предельная полезность совпадает с ценой – на рынке равновесие.

Таким образом, в теории предельной полезности оценкам потребителя принадлежит решающая роль, а стоимость средств производства, стоимость труда, а, следовательно, издержки носят производственный характер от предельной полезности.

Решающее значение в эволюции теории стоимости сыграли идеи английского экономиста А.Маршалла, основоположника современного микроэкономического направления в экономической науке, в центре которого – изучение закономерностей определения цены на отдельных рынках. Маршалл отверг предпочтительное значение либо спроса, либо предложения, которые в соответствии с его теорией равнозначны.

Маршалл установил следующий простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях совершенной конкуренции. Спрос, как правило, при снижении цены растет, при ее росте – снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении – падает. Поэтому устойчивая цена устанавливается в том случае, когда спрос уравнивается с предложением.

У Маршалла предельные полезности (соизмеренные в денежных единицах) выступают на рынке как максимальные цены, которые потребитель готов заплатить за то или иное благо (цены спроса). Минимальной ценой он считал цену предложения, по которой производитель готов поставить на рынок свой товар.

Новые идеи и концепции А. Маршалла явились тем фундаментом, на котором начала складываться современная экономическая наука, а теория цены, предложенная А. Маршаллом, в своем дальнейшем развитии составила ту часть науки, которая называется «Микроэкономика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: