Учебные действия

  • Четвертым компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи.
    И. Ломпшер и А. Коссаковски (Психологические…, 1981; аннотация) выделяют в структуре УД следующие учебные действия:
    • восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
    • наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
    • сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
    • предметно-практические действия;
    • устное или письменное изложение усвоенного материала;
    • языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
    • подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
    • выполнение различных задач и упражнений;
    • оценка качества действия, события, поведения.
  • В состав учебных действий входят:
    • принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
    • преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;
    • моделирование выделенного отношения;
    • преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде;
    • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
    • контроль за выполнением предыдущих действий;
    • оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.
  • Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются:
    1. действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;
    2. действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;
    3. действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;
    4. действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;
    5. действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;
    6. действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: