3) если воздействие осуществляется на достаточно «прочную» установку человека, имеющую характер убеждения.
Степень эффективности воздействия информации на установки человека зависит и от параметра первичности-вторич- ности информации (первая поступившая информация о каком- либо новом событии, факте воспринимается легче, доверчивее, но информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому человеку). Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.
(3 Подражание
Важным социально-психологическим феноменом является подражание — воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условиями подражания являются:
1) наличие положительного эмоционального отношения к человеку — объекту подражания;
2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
3) ясность, выразительность, привлекательность образца;
4) доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
5) сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).
Подражание—важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще оно и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что является социально новым, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и образцам внешне динамичным, ярким (образцам кино, моды), хотя и социально негативным по своей сути.
Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются вербальная и невербальная информация, вовлечение человека в специально организованную деятельность, а также регуляция степени и уровня удовлетворения потребности.
CD Задания для самостоятельной работы
• Прочитайте в книге Д. Майерс «Социальная психология» раздел «Примеры исследований убеждения» с. 339-348.
• Ответьте на следующие вопросы:
— Что представляет собой феномен «нога в дверях»?
— Каким способам убеждения противостоять особенно трудно?
— Как убеждение используется в психотерапевтической практике?
• Просмотрите несколько телевизионных роликов и запишите содержание рекламы на бланке.
Рекламный ролик | Рекламируемый товар | Основное лицо (лица), рекламирующие товар | Убеждающие обращения |
Проанализируйте различные методы убеждения, используемые в рекламе. Ответьте на следующие вопросы:
— Существуют какие-либо закономерности в структуре этих обращений?
— Какие убеждающие обращения наиболее эффективны?
— К каким потребностям и желаниям наиболее часто обращаются в рекламных роликах?
CD Вопросы для самоподготовки
1. Какое определение можно дать понятию «методы воздействия»?
2. Какая социально-психологическая закономерность лежит в основе эффекта «бумеранга»?
3. Какую роль играет подражание в развитии ребенка?
(D Понятие социальной перцепции