Социально-психологические методы и феномены воздействия людей

3) если воздействие осуществляется на достаточно «проч­ную» установку человека, имеющую характер убеждения.

Степень эффективности воздействия информации на уста­новки человека зависит и от параметра первичности-вторич- ности информации (первая поступившая информация о каком- либо новом событии, факте воспринимается легче, доверчивее, но информация о каком-либо давно известном событии, чело­веке, которая поступила последней, может перечеркнуть име­ющееся ранее отношение к этому человеку). Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематиче­ском повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надо­едливой информации.

(3 Подражание

Важным социально-психологическим феноменом является подражание — воспроизведение деятельности, поступков, ка­честв другого человека, на которого хочется походить. Услови­ями подражания являются:

1) наличие положительного эмоционального отношения к человеку — объекту подражания;

2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;

3) ясность, выразительность, привлекательность образца;

4) доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;

5) сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Подражание—важнейший фактор в развитии личности ре­бенка, но присуще оно и взрослым. Молодежь подражает, преж­де всего, тому, что является социально новым, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и образцам внешне динамичным, ярким (образцам кино, моды), хотя и социально негативным по своей сути.

Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение механиз­мов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются вербальная и невербальная информация, вовлечение человека в специально организован­ную деятельность, а также регуляция степени и уровня удо­влетворения потребности.

CD Задания для самостоятельной работы

• Прочитайте в книге Д. Майерс «Социальная психология» раздел «При­меры исследований убеждения» с. 339-348.

• Ответьте на следующие вопросы:

— Что представляет собой феномен «нога в дверях»?

— Каким способам убеждения противостоять особенно трудно?

— Как убеждение используется в психотерапевтической практике?

• Просмотрите несколько телевизионных роликов и запишите содержа­ние рекламы на бланке.

Рекламный ролик Рекламируемый товар Основное лицо (лица), реклами­рующие товар Убеждающие обращения
       
       
       

Проанализируйте различные методы убеждения, используемые в ре­кламе. Ответьте на следующие вопросы:

— Существуют какие-либо закономерности в структуре этих обра­щений?

— Какие убеждающие обращения наиболее эффективны?

— К каким потребностям и желаниям наиболее часто обращаются в рекламных роликах?

CD Вопросы для самоподготовки

1. Какое определение можно дать понятию «методы воздействия»?

2. Какая социально-психологическая закономерность лежит в основе эф­фекта «бумеранга»?

3. Какую роль играет подражание в развитии ребенка?


(D Понятие социальной перцепции


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: