Социально- психологические методы и феномены воздействия людей друг на друга

ф Методы воздействия

Методы воздействия — сово­купность приемов, реализующих воздействие на источники, фак­торы активности человека и его состояния. Осуществление воз­действия на источники активно­сти направлены на формирование новых потребностей и могут быть реализованы путем вовлечения его в соответствующую (новую) деятельность, включение во вза­имодействие с определенным че­ловеком, группой, а также путем периодического многократного по­вторения определенной (нужной) информации.

Один из приемов изменения мо­тивов человека — регрессия, т. е. актуализация потребностей бо­лее низкой (биологической) сферы (потребности в пище, безопаснос­ти и т.п.). Это заставляет времен­но снижать активность человека в удовлетворении потребностей более высокого уровня (потребнос­ти в самоактуализации, общении и т. п.).

Изменению установок, мнений человека может способствовать и погружение его в неопределенную ситуацию. Субъективно пережива­емая им как состояние «разрушен-


 


1. Методы воздействия
2. Эффект «бумеранга»  
3. Подражание  
 


ных установок», «потери себя», она заставляет искать выход из нее, осуществлять поиск новых целей, переосмысливать свое существование. Подсказанный выход из сложившейся ситуа­ции может быть закреплен в его сознании как надежный способ решения проблем, переносимый и на другие ситуации жизне­деятельности. Требуемая социальная установка у человека мо­жет формироваться путем ассоциативного (или эмоционально­го) переноса, т. е. включения «нужного» объекта в контекст с тем, что уже имеет оценку (положительную или отрицательную). Для снижения критичности к воспринимаемой информации используют совмещение того, что хотят внедрить со стереотип­ными фразами, общепринятыми мыслями, установками, т. е. с тем, что «усыпляет» бдительность критически настроенного со­знания, снижает эмоциональную окраску информации.

Для изменения негативного отношения человека к другим людям, текущим событиям может быть применен прием «кон­трастного сравнения», когда оцениваемый объект, он сравни­вается с куда более неприятным (например, «сейчас плохо, но ведь раньше было еще хуже», «сейчас плохо, но ведь скоро мо­жет быть еще хуже»). Для разрядки отрицательного эмоцио­нального состояния собеседника часто используется прием канализации настроения путем персонификации причин не­удовлетворительного положения вещей в лице определенного человека, группы людей (поиск «стрелочника»).

ф Эффект «бумеранга»

В ряде случаев возможен эффект бумеранга—когда убежде­ние приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего, что происходит в следующих случаях:

1) когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией, оратор с самого начала это показывает, но он не обладает должной авторитетнос­тью, вескими аргументами, тогда аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает его, отторгает информа­цию и еще более укрепляется в своей позиции;

2) в случае идеологической перегрузки, обилия информа­ции, доводов, доказательств по ничтожному поводу, соз­дается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: