Редактируем список идей

ПЕРЕХОД: РЕДАКТИРУЕМ СПИСОК

Отлично. У вас есть список идей «Достижения цели без Х» (или «Получения Х»). Вы записывали все, так что многие идеи весьма причудливы. Иные осуществимы, но не особо приятны. Некоторые обнадеживают. Я имею в виду не наиболее «осуществимые», а учащающие ваше сердцебиение. Они все еще могут выглядеть журавлями в небе. Ваша следующая задача – выбрать одну-две лучшие и спустить их на землю.

Давайте понаблюдаем за тем, как это сделал один действительно существующий человек:

Двадцатисемилетняя Мэри, разведенная мать двухлетней дочери, выбрала в качестве первой цели поступление в медицинский университет. Когда-то Мэри получала хорошие оценки на подготовительных курсах, но влюбилась в виолончелиста, большую часть времени путешествовавшего с профессиональным струнным квартетом. Мэри любила музыку не меньше медицины и приняла непростое решение выйти замуж за своего музыканта и путешествовать вместе с ним, отказавшись от медицины. Когда брак распался (муж влюбился в новую вторую виолончелистку), она вернулась в небольшой городок недалеко от Нью-Йорка, где ее замужняя сестра могла позаботится о дочери, и пошла работать в занимающуюся электроникой компанию.

Мэри чувствовала, что на развилке своей жизненной дороги она свернула не туда, но было слишком поздно возвращаться назад – с маленьким ребенком и без денег. А она очень хотела стать врачом! Я уговорила ее выбрать в качестве первой цели поступление в мединститут и внести все причины уныния в список трудностей. Они впечатляли:

1. нет денег

2. пройденное в школе почти забыто

3. взрослым женщинам и матерям непросто поступить в медицинский университет

4. уход за ребенком (если придется уехать)

Я посоветовала Мэри штурмовать каждую проблему по отдельности. Сначала она решила заняться «деньгами», так как они были нужны для всего остального: повторных подготовительных курсов, оплаты обучения, еды, жилья, ухода за ребенком. Она занималась мозговым штурмом вместе с сестрой и подругой, пока их дети играли под обеденным столом. Первый список идей выглядел вот так:

Трудность: закончить медицинский университет, не потратив ни копейки

1. Получить стипендию

2. Взять кредит

3. Выиграть лотерею

4. Выйти замуж за богатого человека, который оплатит обучение

5. Пойти в армию, которая пошлет меня в университет

6. Опубликовать мою историю в местной газете и найти богатого покровителя

7. Встать на Нью-Йоркской улице с плакатом «ПОМОГИТЕ МАТЕРИ-ОДИНОЧКЕ ВЫУЧИТЬСЯ НА ВРАЧА»

Именно так обычно и работает мозговой штурм. Сначала вам приходят в голову благоразумные, трезвые идеи – вроде стипендии или кредита. Затем наступает время «спасительных фантазий»: кто-то увезет вас на белом лимузине или постучится в дверь с миллионом долларов. Посмеявшись над ними, оставьте эти фантазии в списке – действительно смелые и самобытные идеи появятся только после них.

Они могут показаться даже слишком самобытными. Впервые просмотрев свой список, Мэри сказала «Может я и получу кредит, но его не хватит на жизнь. Идеи 3 и 4 просто глупы. Пойти в армию? Ни за что. Я через неделю свихнусь. Мне ближе 6, но вряд ли она сработает, вдобавок у меня слишком мало смелости и слишком много гордости, чтобы попрошайничать. Это полностью исключает 7.

Остановитесь! Ничего не вычеркиваете из своего списка. Подобно Мэри, вы скорее хотите выбросить 90% списка без дальнейшей обработки, но этого не стоит делать по двум веским причинам. Первое: даже самая сумасшедшая идея может что-то дать. Второе: отсутствие интереса к идее может скрывать пессимизм по поводу ее осуществимости. Вы не поймете истинного смысла слова «достижимо», пока не проверите каждую идею магическим вопросом «Как?».

Первое правило перехода мозгового штурма, как одиночного, так и группового – ни от одной идеи не отказываться, не ответив на три вопроса:

1. Есть ли в этой идее что-то полезное? (В каждой должно найтись хоть что-то)

2. Как обойти невыполнимые элементы этой идеи? (Иными словами, подводные камни должны быть не поводами для отказа – а списком минитрудностей для следующей очереди «Витания в облаках».)

3. На какие дальнейшие идеи может навести эта?

Давайте понаблюдаем, как это делала Мэри – и с какими приятными неожиданностями она столкнулась: ИДЕЯ №1: ПОЛУЧИТЬ СТИПЕНДИЮ

1. Полезное: без долгов

2. Трудности: а. нужны отличные оценки

б. не уверена, что в медицинском институте есть стипендии Решение: а. пойти на заочное и учиться как сумасшедшей б. изучить возможную денежную помощь студентам-медикам

1. Дальнейшие идеи: Создать стипендию! Отправить в крупные корпорации предложение помочь обществу и женщинам, значительно улучшить свою репутацию, отправив меня в медицинское училище!

А вот эта идея действительно впечатляет, настоящее озарение – если бы Мэри просто отказалась от «получить стипендию», то никогда бы до нее не додумалась! Мэри не знает, делалось ли что-то подобное раньше и не имеет ни малейшего представления о том, как корпорации откликнутся на подобное предложение. Но сам факт того, что у вас хватило смелости попробовать нечто совершенно новое, может впечатлить нужных людей. И сейчас подходящее время для того, чтобы предложить большим компаниям улучшить свою репутацию просвещенным отношением к женщинам. Так что Мэри отложила эту идею, как многообещающую и продолжить работу с изначальным списком. ИДЕЯ №2: ВЗЯТЬ КРЕДИТ

1. Полезное: стандартная процедура, знаю как

2. Трудности: а. как и выше, хорошие оценки

б. может не покрыть расходы на проживание в. многолетний долг Решение: а. и б. – как и выше в. – неизбежно

1. Дальнейшие идеи: получить от богатого человека частный кредит, а не подарок (идея 6)

Идеи 3 и 4 – выиграть в лотерею и жениться на богаче – Мэри признала несомненными «спасительными фантазиями», которые сделали свое дело по освобождению ее воображения, но их осуществление на самом деле нежелательно. Она хотела бы сама найти решение и быть достойной его – а не полагаться на везение или любовь. ИДЕЯ №5: ПОЙТИ В АРМИЮ

1. Полезно: бесплатное обучение, оплата расходов на проживание

2. Трудности: ненавижу!

Решение: нет

1. Дальнейшие идеи: Нет ли других организаций, которые обучат меня в обмен на мои услуги? Корпус мира? Правительство? Правительства других стран? Австралии? Разобраться.

ИДЕЯ №6: НАЙТИ БОГАТОГО ПОКРОВИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕСТНЫЕ ГАЗЕТЫ

1. Полезное: взывает к местной гордости

2. Трудности: а. вряд ли найду хоть кого-то

б. похоже на просьбу о милостыне Как решить: а. попробовать и посмотреть б. поступиться самолюбием или решить, что я заслуживаю этого

1. Дальнейшие идеи: Заняться идеей «создать стипендию» и опубликовать о ней статью в газете – послать вырезки в корпорации – и даже в общенациональные журналы!

ИДЕЯ №7. ВСТАТЬ НА УЛИЦЕ С ПЛАКАТОМ….

Идея может показаться нелепой, но предложившая ее сестра Мэри рассказала правдивую историю молодого человека, который стоял на углу Пятой Авеню с рекламным щитом «Отправьте этого симпатичного еврейского мальчика в университет.» И он собрал достаточно денег! (Само собой, у него была смелость – и соответствующее мировоззрение.) Мэри признала идею предприимчивой и помогающей избежать обязанности всем одному единственному человеку, но это было не в ее вкусе. Дальнейшей идеей стало «Поместить в магазинах рекламу, просящую о пожертвовании в 1 доллар».

Теперь вы готовы ко второму этапу мозгового штурма, с идеей или идеями, понравившимися вам сильнее всего. Мэри выбрала «создать стипендию» (и изучить общепринятые источники помощи студентам-медикам).

4.2.6 6-6. Этап 2. Строительство моста. Обратное планирование

До мозгового штурма ваше положение было примерно таким:

На первом этапе мозгового штурма вы превратили одну из трудностей в подцель: особый способ получения одной из вещей, необходимой для вашей цели. В случае с Мэри (остальные трудности, вроде поступления в медицинскую школу и обеспечения ухода за ребенком, пока подождут):

Подцель – это первая брешь в стене трудностей и первое звено вашего плана. Но она почти так же далека, как и сама ваша цель. Мэри хотела получить стипендию, которая на тот момент существовала только в ее воображении. Возможно вы намереваетесь получить денежную поддержку вашего маленького бизнеса от инвестора или «ангела» и не знаете, как его найти… или продать сценарий, который еще не написали… или научиться хорошо рисовать, не сделав ни одного наброска за последние двадцать лет. Между вами и вашей подцелью все еще находится внушительная пропасть. И сейчас мы займемся строительством прочного моста действий через эту пропасть, от подцели до вашего порога. Первый шаг по этому мосту вы сможете сделать прямо завтра, будучи уверены в том, что шаг за шагом пройдете весь путь до вашей цели.

Есть только один способ построить такой мост, его вы и используете на втором этапе мозгового штурма: обратное планирование от вашей цели. Если вы уже попробовали осуществить свои мечты и потерпели поражение, то скорее всего вы начали следующим образом:

а потом удивлялись, почему вы потерпели неудачу где-то посередине, хотя и старались изо всех сил. У вас была энергия, сила воли и даже кое-какие отличные идеи. Что же пошло не так?

Есть три варианта:

1. Предпринятые вами шаги были пустой тратой времени, потому что это были неправильные шаги. Они распыляли ваши силы в разные стороны, вместо сосредоточения на цели.

2. Некоторые ваши шаги были правильными, но они казались настолько маленькими и незначительными, по сравнению с размером цели и расстоянием до нее, что вы не понимали, как они смогут привести вас хоть куда-то. Так что что вы сдались.

3. Ваши шаги неправильно совмещались друг с другом. Вы делали правильные вещи, но в неправильном порядке или в неправильное время. Предположим, вы хотели открыть небольшой книжный магазин. Вы начали искать место и нашли отличное помещение по разумной цене. Но у вас не было денег – и пока вы их искали, помещение арендовали. Или вы арендовали магазин – и два месяца он простоял закрытый, бессмысленно расходуя деньги, пока вы лихорадочно изучали розничную торговлю книгами.

Если с вами случалось что-то подобное, то основная ошибка в том, что только по причине направленности действия вперед, из прошлого в будущее, вы посчитали, что планирование должно быть направленно точно так же. Это невозможно. Планирование должно быть направлено назад, от далекого будущего к завтра… от устрашающе огромного к успокоительно маленькому… от общего видения вашей цели к ее составным частям, маленьким делам, которые можно делать по одному. «В действительности великие дела дела состоят из маленьких, непрерывных действий» – помните? Но перед тем, совершать подвиги в действительности, вы должны разобрать их на бумаге, чтобы определить, в каком порядке и какие именно маленькие, непрерывные действия действительно приведут вас к цели. И вот как вы сделаете это.

С помощью двух вопросов вы разобьете подцели на более мелкие шаги. Первый: «Могу ли я сделать это завтра?» В случае отрицательного ответа – следующий: «Хорошо, что необходимо сделать перед этим?». Для примера, подцель Мэри – стипендия от крупной корпорации. Может ли она получить деньги на руки? Само собой нет. Хорошо, что же ей необходимо сделать перед этим? Ей надо послать письма в кучу корпораций:

Может ли она отправить эти письма завтра? Нет. Что ей необходимо сделать сначала? Составить черновик письма, список многообещающих корпораций и их адресов. Если она хочет использовать еще одну идею из списка, составленного на первом этапе – опубликовать в местной газете статью о своем плане и вложить в письма вырезки – она также должна добиться публикации подобной статьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: