1. Россия обязана в течение пяти лет с момента вступления в ВТО отменить экспортные пошлины по подавляющему большинству товарных позиций. Исключение составят: нефть, нефтепродукты, газ, лесоматериалы необработанные и отдельные виды обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, лом чёрных и цветных металлов и т.д.
Причём что особенно важно для России: на природный газ (код ТН ВЭД 2711 21 000 0) ставка может составить 30% без обязательств по её снижению, а на газ (2711 11 000 0) может быть установлена экспортная пошлина в 21%, не более 40 евро за тонну.
Таблица 1.3.1 - Расчет вывозных пошлин на сжиженный газ[4]
Цена на сжиженный газ (Plpg), долл. за тонну | Экспортная пошлина, долл. за тонну | Коэффициент |
490 ≤ Plpg | Xd = C1*490 | |
490 < Plpg ≤ 740 | Xd = C2*(Plpg *490) | 0,5 |
640 < Plpg ≤ 640 | Xd = 75 + C3*(Plpg *640) | 0,6 |
Plpg > 740 | Xd = 135 + C4*(Plpg *740) | 0,7 |
На примерно 50 товарных линий, таких как мазут, уайт спирит, авиационный керосин и др. будет использоваться формуле 1.3.
Формула 1.3 – Расчет ввозных пошлин для нефтепродуктов[5]
|
|
Xd = C* Xdco, где (1.3)
Xdco – экспортная пошлина на сырую нефть
С – коэффициент
Xd – экспортная пошлина на данную продукцию.
В качестве коэффициента С используются, в зависимости от товара, 0; 0,66 и 1. Разные коэффициенты установлены на период с 1 октября 2011 г. до 31 декабря 2014 и с 1 января 2015. Примечательно, что коэффициент 1 вводится на некоторые товары этой группы с начала 2015 года. Таким образом, после окончания переходного периода размер экспортной пошлины на них увеличится, и будет совпадать с величиной пошлины на сырую нефть.
Что же касается нефти и нефтепродуктов, то здесь предусмотрено применение особой формулы расчёта ставок, зафиксированной в соответствии с действовавшим законодательством.
Таблица 1.3.2 – Расчет вывозных пошлин на нефть[6]
Wp- мировая цена, долларов за тонну | Xd- экспортная пошлина, долларов за тонну |
109,5 < Wp ≤ 146 | Xd = 0,35 (Wp – 109,5) |
146 < Wp ≤ 182,5 | Xd = 12,78 + 0,45 (Wp – 146) |
Wp > 182,5 | Xd = 29,2 + 0,65 (Wp – 182,5) |
На 12 позиций углеводородов (природный газ для целей отопления, этилен, пропилен, бутилен, бутадиен и др.), размер экспортной пошлины будет зависеть от средней цены LPG[7] в DAF (Delivered At Frontier – поставка до границы)[8] Брест (Plpg).
Таблица 1.3.3 – Ввозные пошлины: средний размер применяемый тариф
Страна | До ТС (2007): | До ТС (2009): | В рамках ТС (2012) | После вступления РФ в ВТО, по завершении переходного периода |
РОССИЯ | 11,0 | 10,5 | 11,4 | 9,2 |
БЕЛОРУССИЯ | 11,3 | 10,6 | 11,4 | 9,2 |
КАЗАХСТАН | 7,8 | 5,9 | 11,4 | 9,2 |
2. В сфере доступа к природным ресурсам Россия взяла на себя обязательства повышения цены на природные ресурсы для производства внутри страны (цены для граждан оговорено временно регулировать) до уровня экспортных цен на ресурсы. В части доступа иностранных фирм к строительству нефте- и газопроводов, дамб и электростанций уже готовы исковые документы стран-членов ВТО, требующие отменить внутрироссийское законодательство, которое ограничивает такой доступ «сверх необходимого».
|
|
Далее, Россия взяла на себя обязательства по допуску иностранных юридических и физических лиц из стран-членов ВТО к оказанию услуг по геологическим и геофизическим научным изысканиям без ограничений. Так, поскольку Закон "О недрах" и законодательство по Соглашениям о разделе продукции (СРП) противоречат правилам ВТО (например, закон об СРП требует, чтобы не менее 70% оборудования и услуг, используемых в проектах, были российского производства), то эти законы потребуется отменить.
Указанные условия вхождения в ВТО приведут к потере права собственности на геологическую информацию о недрах, которую будут получать иностранные недропользователи; к потере преимуществ отечественных недропользователей при оформлении права разработки открытых иностранными компаниями месторождений полезных ископаемых; к потере исключительного права Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности, созданные на базе геологической информации о недрах.
Иными словами, руководство России даже не будет знать, что именно, в каком объеме и качестве, имеется в национальных недрах.
Отметим, что в США и Китае к нефтегазовому сервису допущены только национальные компании, что обусловлено стратегической значимостью для безопасности страны результатов геологоразведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований континентальных и морских скважин.
3. Россия при вступлении в ВТО открывает допуск иностранных лиц в сферу услуг патентных поверенных. Это создает возможности неограниченной утечки допатентной информации (технологических решений и ноу-хау) из страны. То есть угрожает информационной и национальной безопасности России, и противоречит ГК РФ и Федеральному закону «О патентных поверенных» (с 1993 г. из соображений национальной безопасности патентными поверенными в России могут быть только российские граждане).