Отсутствуют


Вопросы которых у нас нет но могут пригодиться:

? Происхождение и сущность денег.

Основные теории денег. Современные деньги. Деньги - вид финансовых активов, который может быть использован для совершения экономических сделок.; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. В деньгах выражается национальное богатство и объем производимого годового продукта. Характерной чертой денег является их абсолютная ликвидность. Ликв-ть – это сп-сть благ обмениваться на др блага с большей или меньшей лёгкостью. Они легко реализуемы, их везде от вас примут в обмен на благо или услугу. Ф-ция денег - соизмерение стоимостей, а ф-ция меры стоимостей – это лишь частное проявление на определённой стадии развития производств отнош. Деньги выполняют ф-ции: Мера ст-ти. В деньгах измер свою ст-ть др товары и услуги. Сре-во обращ. Деньги позволяют осуществлять обменные сделки. Средство накопления. Деньги служат для осуществления сбережений. Cредство платежа (В кач-ве платежа выступают реальные деньги – золото, монеты, бумаж деньги, кредит карты). Чтобы выполнять ф-ции денег, сам денежный материал должен обладать рядом хар-к: Портативность (относительно большая ценность в малом объеме); Сохраняемость; Экономическая делимость (часть целого стоит соответствующую часть от ст-ти целого). Эволюция денег: Натур деньги; Д в виде слитков золота и серебра; Монетарная форма; Бумажная форма (банкноты – билеты гос банка и гос казначейские билеты); Безналич деньги (существуют на банковских счетах); Ден чеки; Электрон Д. Основные теории денег. Металлич теория денег. Дан теория возникла в Англии в период первонач накопления капитала в XVI – XVII вв. Предст-лями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итал мерк-лист Галлиани (VXIII в.) Для металлич теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоц металлами, кот приписывалось монопольное выполнение всех ф-ций денег. Номиналистич теория денег. Первыми предст-ми этой теории были англичане Дж. Беркли и Дж. Стюард. В основе их теории лежали два след положения. Во-первых, деньги создаются гос-вом, и, во-вторых, ст-ть денег определ их номиналом. Ошибкой предст-лей номинализма явл положение о том, что ст-ть денег определ гос-вом. Количественная теория денег. Основоп-ком КТ денег был франц эк-т Ж. Боден. Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (и Дж. Милля, а также француза Ш. Монтескье и Д. Рикардо. Цены товаров и ст-ть денег определяется кол-вом денег, наход в обращ. Природа и сущность соврем Д. Отрицается товарная природа соврем денег: одни эк-ты опред природу денег как ликв-ть, а др. рассм сущность денег как декретные деньги (имеют хождение по воле гос-ва). Соврем бумажно-кредитную денежную систему называют «фидуциарной» (с лат – «сделка, основанная на доверии»).Устойчивость соврем денег определ не золотым запасом, а кол-вом бумажных денег, необх для обращения. Эволюция денег нашла изменение в их ф-циях. Так, ф-ция ср-во обращения перестала выполнять роль стихийного регулятора денежной массы в обращении. Это можно объяснить тем, что при обращении неразменных денежных знаков золото не может автоматически перейти из сокровища в обращение и обратно, что было возможно при золотом стандарте. Сегодня золото продолжает выполнять функцию сокровища, но в огранич масштабе. Золото выступает в кач-ве сокровищ, как своеобразный страховой фонд гос-ва и частных лиц. Кред и бум деньги не могут выполнять ф-цию ст-ти. Но они обладают представительной ст-тью и выступают в роли функции ср-ва обращения. Постепенно экономич мир от золота и бум денег перешёл на более соврем деньги – электронные. Электронные деньги вып ф-цию денег как средства платежа. Считается, что очень скоро ЭД вытеснят наличные, поскольку использ ЭД позволяет увеличить скорость денежного обращения.

?? Гос. вмешательство: альтернативные подходы (кейнсианский и неоклассический).

Современ.теория гос-ва представлена в основном двумя направл-ми в эконом теории: неоклассическим и кейнсианским.Главным идеологом активного вмешат-ва гос-ва в рын экономику и эко-номику развития стал изв. англ. эк-ст М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США в политике президента Ф. Д. Рузвельта, показав там хорошие результаты.Кейсианство означает не только защиту госсектора и гос вмешательства вообще, но представляет собой особую концепцию регулир-я эк-ки. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономич. регулирования. Ее целевые приоритеты - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты - государственный бюджет и кредитно-денежная политика.Чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешат-во гос-ва.Кейнсианскую теорию можно назвать кризисной, так как она рассматривает эк-ку в состоянии депрессии.

И. Шумпетер – австр.эк-т, основатель эк.теории политики, противостоял благостному отношению к гос-ву, свойственному англ.эк. мысли, как такому доброжелат. повелителю, который имеет в виду только благосостояние подчиненных и всеми силами это благосост-е умножает.В своей книге "Капитализм, социализм и демократия"он представил демократию в виде политич.рынка, на котором политики выступают как продавцы, а избиратели - как покупатели, кот. отчасти манипулируют продавцы. Так возникла чисто эк.модель института демократии. Во второй половине ХХ в. бол-во эк-ов пришли к выводу о необходимости доп-я "невидимой рукой рынка" "видимой рукой государства". В это время прояви-лась тенденция к расширению масштабов деят-ти и усил. роли гос-ва в экономич.сфере всех гос-в. Масштаб гос-ва в развитых и развивающихся странах к началу 3 тысячелетия возрос вдвое по сравнению с перв.размером в 1960 г.,За эти же годы гос.аппарат в Швеции стал почти вдвое больше, чем в США, как по доле расходов в общих доходах, так и по доле населения, занятой в гос.секторе.

На рубеже 70-80-х гг кейнсианская теория и основ.на ней политика подверглись критике со стороны неоконсерват.направл-я и со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляц.хар-р кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действ-но,в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой эк-ки. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. "Восстание" против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридмен (р. 1912). Он поддерживает концепцию "экономического человека" А. Смита и подвергает критике идею государственного регулирования. Альтернативу он видит в свободе конкуренции и предпринимательства.Особенно резко М. Фридмен выступает против вмешат-ва гос-ва в денежное обращение. Идеи Фридмена получили выражение в "рейганомике

", а также в экономике ряда, развивающихся стран, например, в Чили, Apгeнтине, использовались они и в России в начале 90-х гг. ХХ столетия в реформах под руководством Е. Гайдара.

Сторонникики неолиберал.концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклич.регулир-я,ведущих к резким колебаниям ден.массы,и перейти на строгое регулир-е денег в обращении независимо от конъюнктуры. Ден.масса должна увелич.лишь в соотв-и с долгосроч.темпом роста национал.дохода. Выступая против роста расходов гос-ва, они считают, что лучшее, что может сделать гос-во-это сократить собств. доходы и расходы и снизить налоги.Неокейнсианцы по-прежнему исходят из того, что в рын.эк-ке сущ.устойч.причины, вызывающие откл-я от стабил.роста и оптимал. использ-я рес-ов,а поэтому для их корректир. необходимо гос-во.Учитывая новые условия и критику своих против-ов,они вносят новые аспекты по срав-ю с Кейнсом.Такимобразом, кризис кейнсианства не только оживил неоклассич.направл., но и привел одновременно к дальнейш.развитию самого кейнсианства. Различие между ними - в разных ответах на вопрос: кто способен быстрее, эффектив.и дешевле приспособить эк-ку к неравновес. ситуациям - рынок или государство.

? Механизм размещения ресурсов в рыночной экономике. Вмененные издержки и экономическая прибыль.

Издержки производства есть вмененные издержки, т.е. характеризуют наилучшую из утраченных альтернатив. Вмененные издержки включают в себя скрытые и явные издержки.

Явные издержки определяются ценой факторов производства, приобретенных на рынке, той ценой, которая заставляет поставщика ресурсов выбрать данную сделку в качестве наилучшей для него альтернативы.

Скрытые издержки не предполагают передачу денежных средств при совершении рыночной сделки. Но здесь также идет речь об определенных жертвах. Например, собственник земельного участка, производственного помещения оборудования мог бы не использовать их сам, а сдать в аренду, получая регулярно рентные платежи. Неполученная рента составляет вмененные издержки использования собственных инвестиционных ресурсов.

Еще один компонент вмененных издержек производства - это нормальная прибыль, рассчитанная на основе некоторой средней, обычной нормы прибыли. Нормальная прибыль представляет собой ту минимальную прибыль, которая позволяет капиталу удерживаться в данной сфере применения. Таким образом, такую прибыль можно считать определенной ценой капитала, ценой инвестиций, ценой присутствия в бизнесе.

Нормальная прибыль может быть сравнена с такой категорией марксизма, как средняя прибыль. Средняя прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции капиталов. Падение нормы прибыли ниже ее средней величины ведет к оттоку капитала из отрасли. Повышение прибыли сверх средней означает получение избыточной прибыли и привлекает капиталы в отрасль. В условиях свободной конкуренции избыточная прибыль может быть получена только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде все производитель получают среднюю прибыль. Прибыль выше среднего уровня (избыточная прибыль) может быть названа и экономической прибылью, и суперприбылью, и сверхприбылью, и чистой прибылью, и излишком производства, или просто прибылью.

?.Поведение потребителя и классификация спроса.

Спрос-то кол-во товара, кот. будет куплено по определенной цене и в определенный промежуток времени. Различают платежеспособный спрос на факторы производства(спрос производства)и на предметы потребления(спрос населения).Последний во многом зависит от размера денежных средств, находящихся у населения. Различают также действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный(часть действительного, кот. реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный (переализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей) Неудовлетворенный спрос приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный, накопительный. Лейбниц делит спрос на функциональный и нефункциональный. Функциональный - та часть спроса, кот. обусловлена свойствами самого товара, нефункциональный - не связан с свойствами товара. Так же он выделял спекулятивный(связан с высокими инфляционными ожиданиями) и нерациональный(с нарушением рационального поведения покупателей). Экзогенный - спрос. изменение кот. вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне рынка, эндогенный - спрос, кот. образуется внутри общества благодаря факторам, существующем в данном обществе.

?? Понятие, структура, кругооборот оборотных средств. Оборотный капитал.

Материально-вещественными носителями оборотного капитала являются, как правило, предметы труда (сырье, материалы, топливо) и рабочая сила, функционирующие в процессе производства. Предметы труда потребляются полностью по своей натуральной форме в ходе одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. После реализации товаров стоимость предметов труда возвращается к предпринимателю в денежной форме при каждом кругообороте капитала. Далее происходит возмещение предметов труда по натуральной форме Для обеспечения следующего производственного цикла. Аналогично совершают свой оборот и малоценные средства труда (мелкие инструменты), полностью потребляемые в процессе одного кругооборота. Такие элементы средств труда также могут быть отнесены к оборотному капиталу.

Рабочая сила в процессе производства не переносит своей стоимости на продукт ни сразу, ни постепенно. Она создает новую стоимость. Однако по характеру оборота переменный капитал не отличается от оборотного капитала. Стоимость рабочей силы, воспроизведенная в ходе одного производственного цикла, после реализации товара возвращается к предпринимателю в денежной форме и может использоваться для найма рабочей силы в следующем производственном цикле.

Необходимо отметить, что к производительному капиталу, как основному, так и оборотному, относятся только реально функционирующие в процессе производства вещественные его элементы и -рабочая сила. Такое явление, как закупка впрок материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования, не вписывается в практику рационального ведения хозяйства и ведет к омертвлению капитала и снижению скорости его оборота. Распространение контрактных связей, гарантирующих поставки с точностью до дня и часа, позволяет современному предприятию вести работу "с колес" при минимальном запасе сырья и материалов.

??. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

Монополия-это такая рыночная структура, когда в отрасли функционирует только одна фирма. Осн. Черты: 1) Одна фирма в отрасли (Для характеристики фирмы важен не только размер, но я способность диктовать свои условия рынку. Показатель Лернера) 2) Контроль над ценами. (Монополия явл. Ценодателем. Ограничителем цен явл. Спрос на продукцию в отрасли) 3) Высокие барьеры вхождения в отрасль. (Барьеры: высокий уровень технологий, низкие издержки производства (экономия на масштабах производства, сильная специализация, дешевые источники сырья и комплектующих), собственность на редкие сырьевые ресурсы, законодательная защита (осуществляется через систему лицензий, патентов, таможенных льгот и других ограничений), слияние и поглощения, нечестная конкуренция (Легальная и нелегальная)) 4) Уникальность продукции (Может быть постоянной, временной, привычной) 5) Нисходящая кривая спроса. Монополия явл. ценодателем =>1) Кривая предельного дохода и среднего дохода не явл. Горизонтальными 2) В условиях насыщенного спроса, цена всегда превышает предельный доход. 3) Объем предложения ограничен отраслевым спросом 4) Монополия может сохранить прибыль и в долгосрочном периоде. MR=MC – условие максимизации прибыли в условиях чистой монополии. Но цена устанавливается не на уровне предельных издержек, а на том уровне, кот позволяет имеющийся спрос. Объем прибыли определяется с помощью введения кривой средних издержек (Прибыль=(AR(D)-AC)*Q). При прочих равных условиях монополист может увеличивать свою сверхприбыль, либо путем снижение средних издержек, либо через проведение специальной ценовой политики. Ценовая дискриминация-это рациональная стратегия монополиста продажи одного и того же продукта по разным ценам с целью максимизации прибыли. Виды ценовой дискриминации: Первой степени (Максимальная цена) Второй степени (Цены дифференцированы в зависимости от времени покупки, объема и назначения) Третьей степени (Деление потребителя на различные группы, установление разных цен для каждой из категорий покупателей, но единой внутри одной группы). Условия для применения дискриминации: Фирма должна быть способна диктовать цены и осуществлять широкомасштабные маркетинговые исследования. Каждый минирынок должен быть обособлен. Эластичность спроса должна быть разной на различных минирынках. Низкой на рынках с высокими ценами и высокой на рынках с низкими ценами. Аргументы в пользу ценовой дискриминации: Приближает монополистическое производство к социальной (аллокотивной) эффективности (-возникает, когда цена равна среднему доходу, предельному доходу и предельным издержкам, а ресурсы распределяются в зависимости от нужд потребителя), Позволяет увеличить объем выпускаемой продукции и обеспечить ее доступность для большинства людей, Создает предпосылки для дальнейшего усовершенствования производства для дальнейшей сверхприбыли. Аргументы против ценовой дискриминации: Ущемление интересов определенных групп потребителей. Ущемление монопольной власти производителей.

Углубление неравномерности распределения доходов в результате образования сверхприбыли. Аргументы доктирующие неэффективность монополии: Завышенные цены и заниженные объемы производства как в краткосрочном так и в долгосрочном периоде. Чистая монополия приводит к аллокативной неэффективности т.к. цена больше предельных издержек, т.е. ресурсы распределяются таким образом, что потребитель вынужден платить больше чем затрачено на производство предельного продукта. Не достигается и производственная эффективность - когда рыночная цена равняется долгосрочным средним совокупным издержкам. Монополия усиливает неравномерное распределение доходов в обществе. Чистая монополия приводит к снижению качества продукции. Вмешательство в государственную политику: Монополия может достичь значительной экономии на масштабах производства. (это возможно в том случае если предельные издержки будут меньше чем при соверш. конкуренции). Монополия может финансир. крупномасшт. исслед. Естеств. монополия служит стратегич. интересам гос-ва, обеспечивает равный доступ к жизненно важным товарам и услугам. Политика гос-ва в отношений монополий: Запрещение слияний и поглощений, что способствует превращению монополистической отрасли в более конкурентную. Государство так же может обязать крупную монополию разделиться на более мелкие фирмы. Превращение монополий в гос. Предприятие. Регулирование поведения монополий (Осн. Внимание уделяется контролю за монополистическим ценообразованием). Антимонопольная политика государства – это система мер, направленных на усиление и защиты конкуренции путем ограничения монопольной власти. Основные направления антимонопольной политики: Прямое регулирование цен. Налогообложение. 3)Регулирование естественных монополий.

??. Олигополистическая стратегия и теория игр.

Теория игр рассматр. поведе. на рынке как игру, в кот. участвуют, принимающие решения; имеются призы или штрафы. Принимая игровое реш., участник не знает, какую стратегию выберет его противник, он может только строить прогнозы.

Фирмы «играют», принимая реш.: пониз. или нет цену, давать ли рекламу своей продукции или нет и т.д.

Не рекламировать Рекламировать

Не рекламировать А: +50 В: +50 А: -25 В: +75

Рекламировать А: +75 В: -25 А: +10 В: +10

.Различают стратегии поведения, известные как maximin и maximax. Стратегия maximin характеризует пессимистический взгляд на жизнь, когда один участник полагает, что оппонент поступит наихудшим образом. Пессимистический подход будет состоять в поиске наилучшего из плохих результатов. Если фирма рекламирует, плохой результат Даля нее составляет +10. Если фирма не рекламирует, плохой результат для нее будет равен -25. Из двух зол выбирают меньшее. Следовательно каждая фирма примет решение рекламировать. Оптимистич. подход (maximax) побуждает искать наилучший рез-т из всех возм. Для каждой фирмы лучший рез-т при рекламировании равняется +75. При отказе +50. Фирмы решают рекламировать. Оба раза в нашем примере игрока пришли к одному рез-ту (т.е. их стратегия - доминантна) и оказались в нижн. правом углу матрицы. Такой исход - решение Нэша. Условием этого равновесия явл. след.: если дана стратегия 1ого игрока, 2ому остается только повтор. ход 1ого. И наоборот. Модель повед. фирмы намного усложн., если возраст. кол-во игроков и кол-во возмож. стратегий повед. Поэтому возм-ти теории игр не бесконечны.

??

Модель ломаной кривой спроса предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру. Если же одна из фирм понизит цену, то конкуренты вынуждены будут сделать то же самое. Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение и понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять из двух разных кривых, в итоге образуется «излом».

Соответственно, кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса. Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма повышает цену, а конкуренты – нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократится, и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают также, поэтому фирме не удается завоевать больший сегмент рынка, спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла. Модель ломаной кривой спроса не безукоризненна в научном смысле. Во-первых, концепция не объясняет, чем определяется исходный уровень цен, кот. Затем остается более менее постоянным. Во-вторых, достаточно наивно звучит допущение, что конкуренты не будут в ответ поднимать цены, но будут опускать их в ответ на снижение цены одной из фирм.

?? Спрос и предложение на рынке факторов производства. Равновесие фирмы на рынке факторов производства

Как и на рынке товаров и услуг, организация рынка факторов производства может варьировать от совершенной конкуренции до чистой монополии. В зав-ти от конкурентной модели рынка будет измен равновесная цена и равновесное количество того или иного фактора производства. Рассмотрение конкретных ситуаций целесообразно начать с анализа рынка совершенной конкуренции как базовой абстрактной модели. Допустим, что существуют: мн-во продавцов и покупателей факторов пр-ва; свобода вхождения в отрасль и выхода из нее; мобильность факторов пр-ва; своб доступ к рыночной информации; положение, что все продавцы и покупатели факторов пр-ва явл ценополучателями. Предположим, что на рынке отдельного вида фактора пр-ва все единицы этого ресурса однородны (например, что все каменщики обладают равной

квалификацией и мотивацией к труду). Тогда рын.спрос и предложение на рынке труда будут отображены известными кривыми спроса и предложения, пересечение которых определяет рыночное равновесие, т.е. действующую в данный момент цену фактора и уровень его использования в эк-ке. Рын спрос и предложение на фактор пр-ва. Будучи ценополучателем, продавец готов поставить на рынок тем больше данного ресурса, чем выше его рыночная цена, т.е. кривая его предложения будет иметь обычный положительный наклон. Кривая спроса на предлагаемый им ресурс будет горизонтальной. Это означает, что, учитывая незначительность в масштабах рынка наличия ресурса у отдельного продавца, рынок готов принять весь предложенный ресурсо-владельцем запас по данной равновесной цене рынка. Нет возможности запросить большую цену, тк подобных продавцов ресурса мн-во. Нет нужды продавать дешевле, поскольку множество потребителей и так готовы купить данный ресурс по рыночной цене. С др стор, потр-ль ресурса готов покупать тем большее его количество, чем ниже цена. Кривая спроса отдельного покупателя будет иметь обычный отрицательный наклон. Кривая предложения будет горизонтальной, что означает возможность купить на рынке любое необход данному потребителю кол-во ресурса по действующей рын цене. Нет возможности купить дешевле, поскольку на рынке действует мн-во покупателей. Нет необходимости платить дороже, поскольку существует конкуренция продавцов. Рыночное и индивидуальное равновесие. Р-м поведение фирмы в краткосрочном периоде, когда как минимум один фактор является переменным, т.е. именно на него фирма предъявляет спрос (чаще всего таким фактором является рабочая сила). Кривая предельного дохода фактора производства иллюстрирует, сколько ресурса готово приобрести индивидуальное предприятие (фирма) при разных уровнях цены на этот ресурс. Кривая MRPj идентична кривой спроса фирмы на данный ресурс. На конкурентном рынке ресурсов приобретение каждой дополнительной единицы последнего увеличивает издержки фирмы на одну и ту же величину, т.е. на цену ресурса. Т.о, цена ресурса выступает как предельные издержки фактора производства (MRCj). Аналогично покупателю на рынке товаров и услуг рациональный потребитель фактора производства (фирма) постоянно сопоставляет свои предельные затраты и выигрыш. Пред-тие будет предъявлять спрос на фактор произ-ва до тех пор, пока предельные из-ки от применения дополнит единицы ресурса не превышают предельного дохода, получаемого от использования данной дополнительной единицы ресурса. Равновесие фирмы наступит в точке, где MRPf= MRCf. В этой точке фирма максимизирует

прибыль. Равновесие фирмы на рынке фактора производства. Правило максимизации прибыли на рынке факторов производства: MRPf=MRCf Для конкурентного рынка факторов производства формула имеет вид: MRPf= Pf. Фирма будет потреблять факторы производства до тех пор, пока не сравняются ее предельные издержки и предельные доходы от использования дополнительной единицы ресурса (MRPf = MRCf). В условиях совершенной конкуренции эти формулы выглядят соответственно как Р = МС и MRPf = Pf. Бывают ситуации, когда более чем один фактор является переменным, а в долгосрочном периоде вообще все факторы являются переменными. Для фирмы естественно стремление снижать издержки производства и покупать наиболее дешевые ресурсы. Этому стремлению способствует природа самих ресурсов, которые, с одной стороны, дополняют друг друга и потребляются совместно (комплементарные ресурсы), а с др стороны, могут в известной мере заменять друг друга (ресурсы-заменители, или субституты). Предприниматель стремится выбрать такую технологию, которая позволяет минимизир издержки, и отдает предпочтение, как правило, относительно более дешевому фактору. Если цена рабочей силы, скажем, растет, то капитал становится относительно дешевле и спрос на него повышается. Этот феномен - эффект замещения, он помогает понять, почему кривая спроса на фактор производства является нисходящей и имеет отрицательный наклон. Однако рост цены одного из факторов (скажем, рабочей силы) может оказывать и другой эффект — эффект выпуска продукции. Рост цены одного из факторов повышает общ. ур. издержек произв-ва. При пр. равных усл. рост изд-к ведет к сниж. объема произв-ва, или к сокращ. выпуска. Это снижает спрос на все факторы произв-ва, в том числе и на относительно более дешевые. (справедливо только для полноцен. рес-ов, поскольку спрос на неполноцен. может даже вырасти). Эффект объема произв-ва также помогает объяснить нисход. хар-р кривой спроса на ресурсы. Эффект замещ. и эффект объема произв-ва действ. в одном направл. для дан. фактора (мен. цену) и в противопол. направл. для фактора-заменителя. Если два ресурса явл дополнителями, то в случае измен. цены одного из

них наблюдается только эффект выпуска. Эффект замещ. отсутствует. Пр-ль стремится подобрать такую комбинацию ресурсов (т.е. выбрать такую технологию), кот. позволяет осуществить заданный выпуск продукции при мин. затратах. Было бы неверным полагать, что эта цель достиг. приобретением самых дешевых ресурсов. Предпр-ля интересует не только цена факторов, но и их производ-ть, т.е. та отдача, кот. можно получить на вложенную единицу ден. ср-в. Изд-ки минимизир., когда один рубль (доллар и пр.) влож. в разные факторы произв-ва обеспечит равновеликий прирост прод-ции. MPl/Pl=MPk/Pk где L — труд; К— капитал. Если на рубль, влож. в раб. силу, м.б.получен больший прирост прод-ции, чем на рубль, вложенный в кап-л, следует использовать больше труда и меньше кап-ла до тех пор, пока вложения в оба ресурса не будут в равн.степ.производительными. Др важным критерием явл. максимизация прибыли. Прибыль максимизир, когда предельный доход от фактора пр-ва равен цене этого фактора. Этот же подход применим и при мн-ве использ факторов: наращивать применение каждого ресурса следует до тех пор, пока предельный доход от фактора не станет равен его цене: MRPl/Pl=MRPk/Pk=1

?? Дискриминация на рынке труда.

Дискр-ция - это неравные возм-ти на рынке труда группы работников, выделенных по определ. признаку, и имеющих одинаковую производ-сть с др.и работниками (групповая дискр-ция), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики кач-ва раб. силы (индивидуал. дискр-ция). Можно выделить несколько видов дискр-ции на рынке труда по сфере действия или по рез-там. Дискр-ция при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют. Дискр-ция в доступе к определ. профессиям или должностям. Она происходит, когда к.-н. группе населения запрещают или огранич. доступ к определ. видам деят-ти, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Дискр-ция при оплате труда. Она возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с др. за выполнение одной и той же работы. Дискр-ция при продвижении по службе, в профессиональной карьере. Она наблюдается, когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности. Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Она может выражаться или в ограничении доступа к получ. образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образоват. услуг более низкого кач-ва. Этот вид дискр-ции нельзя в полной мере отнести к дискр-ции на рынке труда, т.к. получение образование обычно предшествует трудовой деят-ти. Но, несмотря ее причины и следствия теснейшим образом связаны с функционированием рынка труда. Экономич. теория дискр-ции. Для оценки экономич. значения подобной предубежденности Беккером было введено понятие "рыночный коэффициент дискр-ции". Это та часть нерав-ва в доходах между группами, которая не сводится к различиям в производит-сти и продолжит-ти их труда. Его величина помимо распределения и интенсивности самих антипатий будет также зависеть от степени конкурентности товарных рынков и рынка труда, доступности образования, политических механизмов и т.д. Существенно, что такие предубеждения могут налагать издержки не только на

дискриминируемых, но и на дискриминаторов. Так, чтобы привлечь работников лишь своей расы, предприниматель будет вынужден предлагать им заработную плату выше рыночной, так как фактически он будет находиться на более узком рынке рабочей силы, чем предприниматель-недискриминатор. Это та цена, которую ему придется уплачивать за следование своим предпочтениям. Как показал Беккер, экономическое действие расовых и тому подобных предубеждений может как усиливаться, так и смягчаться в зависимости от внешних обстоятельств. Например, если дискриминируемая группа достаточно велика количественно и не отличается от дискриминирующей группы по качественным характеристикам, возможно существование чисто сегрегированных фирм, чтобы, скажем, в одних - только мужчины, в др. - только женщины. В таким случае действие дискриминации было бы полностью нейтрализовано и работники равной производ-ти получали бы равную оплату независимо от пола и цвета кожи. Каково будущее рыночной дискриминации в долгосрочной перспективе? На этот вопрос Беккер не давал однозначного ответа. У предпринимателя-дискриминатора издержки окажутся выше, чем у предпринимателя-недискриминатора. Поэтому рыночная конкуренция должна вести к ослабению и в конечном счете к исчезновению данной формы дискр-ции. Однако этот вывод неприложим к дискр-ции, идущей от работников или от потребителей. Ее эффективное преодоление достижимо только при условии возникновения полностью сегрегированных фирм и товарных рынков (если, конечно, не считать возможных сдвигов в самой структуре предпочтений экономических агентов). Своей работой Беккер открыл совершенно новый раздел ЭТ, получивший впоследствии бурное развитие: публикации по ЭТ дискр-ции исчисляются сейчас многими тысячами. [Дальнейшее развитие этого направления исследований было связано с выдвижением понятия "статистическая дискриминация". Предприниматели могут предпочитать одну социальную группу другой не в силу психологической предубежденности, а по рациональным, как им кажется, соображениям.

?? Оценка эффективности инвестиционных проектов.

Капитал в широком смысле слова – это любой ресурс, создаваемый с целью произв-ва большего кол-ва экономиче. благ. Получение определ. потока товаров и услуг в будущем предполагает наличие в производств. процессе определенного запаса ресурсов длительного пользования, т.е. капитала. Его отличительная особенность – обладает спос-тью воспроизв-ва. В понятие «капитал» входит: Физический капитал (материал.средства, обеспечивающие процесс произв-ва); Финанс. кап. (денежные ср-ва, обеспечив. процесс произв-ва); Человеч. кап. (квалифицир. и профессиональные навыки работников). Спрос на рынке финанс. кап. проявл. в форме спроса фирм на заемные ср-ва, предложение заемных ср-в осуществл. в форме отказа от текущего потребл. и капитализации сбережений. При существовании развитых финансовых рынков процесс превращения сбережений в инвестиции уравновешивается ставкой ссудного процента. Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на кредит и спроса со стороны государства, организаций и учреждений. Номинальная ставка показывает на сколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору превышает величину полученного кредита. Реальная ставка – ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. Особенность предложения рынков капитала состоит в том, что для создания капитала необходимо время, т.е. теория предложения капитала – это теория предложения сбережений со стороны домашних хозяйств и инвестиций со стороны фирм. Проблема анализа инвестиций состоит в необходимости межвременного сопоставления нынешних затрат и будущих доходов. Для оценки выгодности инвестиционного проекта применяют метод дисконтирования – оценки будущих поступлений с точки зрения их сегодняшней или альтернативной ценности.

PDV=Pr/(1+i)+Pr2/(1+i)²+...+Prn/(1+i)ⁿ

PDV= n,

Где PDV – текущая приведенная дисконтированная ст-ть; Prn – прибыль получ. в n-ом году; i – норма дисконта (может быть ставкой процента или иной ставкой); n – число лет инвестиционного проекта. Чистая приведенная ст-ть (NPV) – разница между текущей привед. ст-тью потока будущих доходов (выгод) и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат на реализацию и функционир-е проекта во время всего цикла его жизни. NPV=PDV-C Где NPV – чистая приведенная стоимость; PV – приведенная стоимость; С – затраты на проект.

NPV= n - n,

Где Prn – прибыль полученная в n-ом году; Crn – затраты на проект в n-ом году; i – норма дисконта, n – число лет инвестиционного проекта. NPV>0 – приведенная прибыль ожидаемая от инвестиций, больше, чем величина произведенных инвестиций. Следовательно, необходимо инвестировать тогда и только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями.

?? Инвестиции в человеческий капитал и их эффективность.

Человеч. кап. – кап. в форме интеллектуальных спос-тей и практических навыков, получ. в процессе образования и практич. деят-ти человека; в экономич. науке – спос-ть людей к участию в процессе произв-ва. Инвестиции в человеч. кап. – это любое действие, кот. повыш. квалификацию и спос-ти, или производ-ть труда рабочих (затраты на здравоохр., образование, на мобильность, технич. обучение на произв-ве и др.). В этой сфере большую роль играет гос-во, направляя в нее более 15% всего федерал. бюджета. Для оценки эффект-ти инвестиций в человеч. капитал исп. след. показатели: максимизация разности между прибылью и издержками; период окупаемости инвестиций; соотношение издержек и прибыли; отношение разности предел. доходов к разности предел. изд-к; ежегод. чистый доход и др. Т.к. инвестиции в чел. капитал связаны с повыш. производ-ти труда, их завис-ть можно предст. по формуле: Э=((В-Вн)*Ц) / И, где Э – эффект-ть инвестиций на опред. этапе, Вн – выработка до обучения, В – выработка после обуч., Ц – цена ед-цы продукции, И – сумма инвестиций. Экономич.отдачу от инвестиций в образование можно рассматр. как доп. доход в течение жизни, кот. будет получать выпускник колледжа по сравн. с выпускником сред. школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: