Казанская лингвистическая школа бодуэна дэ куртене, крушевский,богородицский

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) равно принадлежит польской и: русской науке.. Он стремился к глубокому теоретическому осмыслению всех главных проблем науки о языке и объявил общее языкознание собственно языкознанием. Эволюцию его взглядов характеризует своеобразное движение к синтезу деятельностного подхода Гумбольдта, натуралистических идей Шлайхера и психологических идей Штайнталя, стремление видеть сущность языка в речевых актах говорящих, а не в некой абстрактной системе.

Б не принимает “археологического” подхода к языку и призывает к изучению прежде всего живого языка во всех его проявлениях, с обращением к его прошлому после основательного его исследования. Он указывает на возможность видеть в состоянии языка и следы его прошлого, и зародыши его будущего. Б критически оценивает теорию “родословного древа” и механистические попытки реконструкции праязыка, призывая считаться также с географическими, этнографическими и др факторами и признавая смешанный характер каждого отдельно взятого языка.

Б тщательно описывает звуковую сторону диалектов ряда славянских и литовского языка. При этом он пользуется собственной фонетической транскрипцией. Б строит теорию фонемы, с кот тесно связана его теория фонетических альтернаций. Б различает фонетику, занимающуюся звуками речи в физиологическом и акустическом аспектах, ифонологию, связанную с психологией. Постулируются 2 членения речипсихическое (на “единицы, наделённые значением” — предложения, слова, морфемы, фонемы) и фонетическое (на "периферические единицы” — слоги и звуки). По Б морфема состоит не из звуков, а из фонем.. Б принадлежит 1 из первых структурно-типологическая характеристика различных видов письма. Б вводит понятие морфема. Слово в составе предложения характеризуется как миним синтакс единица (синтагма).

Б акцентирует роль социологии, кот должна служить объяснению жизни языка. Он подчёркивает необходимость обращения к объективной истории общества. Б был создателем и руководителем Казанской лингвистической школы (1875—1883). К основным принципам Казанской школы относятся: строгое различение звука и буквы; разграничение фонетической и морфологической членимости слова; недопущение смешивания процессов, происходящих в языке на данном этапе его существования, и процессов, совершающихся на протяжении длительного времени; первоочередное внимание к живому языку и его диалектам, а не к древним памятникам письменности; отстаивание полного равноправия всех языков как объектов научного исследования; стремление к обобщениям; психологизм с отдельными элементами социологизма.

среди представителей К школы был русско-польский учёный Николай Вячеславович Крушевский - устремлённость прежде всего к глубоким теоретическим обобщениям, к открытию законов развития языка. Основной закон языка он усматривал в “соответствии мира слов миру мыслей”. К следовал принципам естественнонаучного подхода к языку и сочетал этот подход с индивидуально-психологическим. представителем Каз школы был языковед Василий Алексеевич Богородицкий определял язык как наиболее совершенное средство обмена мыслями и как орудие мысли, служащее объединению людей “к общей деятельности”. Он создал при Каз унив-те 1 в России лабораторию экспериментальной фонетики, уделял внимание проблемам прикладной лингвистики. Богор осуществил впервые исследования в области звуковых изменений. В работах представителей Казанской школы предвосхищаются многие идеи структурной лингвистики, фонологии, морфонологии, артикуляционной и акустической фонетики. Наиболее известными работами Б явл: «Некоторые общие замечания о языковедении и языке», «Опыт теории фонетическ альтернаций», «Языкознание или лингвистика, 19 века», «Лингвистические заметки и афоризмы», «Введение в языкознание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: