Пражская школа функционального структурализма

Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами и стремление к строгому описанию языка С. л. первоначально сложилась как особое направление, отличное от младограмматического направления, с его исключительным вниманием к истории языковых элементов, и от традиционной описательной грамматики, с её нестрогим понятийным аппаратом и "предвзятостью" в описании языков любых структур посредством понятий грамматики латыни и европейских языков. На возникновение С. л. значительное влияние оказали труды И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, и особенно Ф. де Соссюра, деятельность Московского лингвистического кружка. В 20-40-е гг. ведущими направлениями С. л., сыгравшие существенную роль в разработке концепций и методов С. л.: пражская, копенгагенская, Йельская.

1 этап в развитии С. л. (до 50-х гг.) характеризовался повышенным вниманием к формальному описанию языка, игнорированием его содержательной стороны, представлением о языковой системе как системе математически точной и правильной, за что С. л. подвергалась критике. С 50-х гг. в рамках С. л. интенсивно развиваются исследования языкового значения, разрабатываются структурные методы описания смысла (компонентный анализ, порождающая семантика, интерпретативная семантика). Понятия и методы С. л. используются в сравнительно-исторических исследованиях. В 70-е гг. С. л., по-видимому, перестаёт существовать как обособленное направление; разработанные С. л. методы исследования наряду с другими применяются и в др. лингвистических дисциплинах.

Пражская лингвистическая школа была первой по времени образования среди школ структурного языкознания. Школа создана по инициативе В. Матезиуса и Р.О. Якобсона. Осн теорет положения пражцев впервые были сформулированы в коллективных «Тезисах Пражского лингвистического кружка». Взгляды членов ПЛК формировались под влиянием идей Соссюра, Бодуэна де Куртенэ и Фортунатовской школы. Все его члены принимали разграничение языка и речи. Лингвисты ПЛК выделяли в качестве ключевых для своей концепции понятия структуры и функции. Первое объединяло их с другими направлениями структурализма, второе – противопоставляло этим направлениям, в связи с чем совокупность взглядов пражцев часто определяется как «пражский функционализм». Тем самым язык рассматривался как система, связанная с реальностью и используемая для достижения определенных целей. Среди функций языка в первую очередь выделялась функция общения людей; выделялась поэтическая функция, направленная на сам знак. Для ПЛК фонемы – это звуковые единицы, обладающие совокупностью признаков (глухость/звонкость, твердость/мягкость). Эти признаки служат прежде всего целям смыслоразличения:.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: