Вариант 1
1. Назовите следующие соединения:
а)
, б) 
2. Получите из бензола м, м – динитробензол. Дайте объяснение.
3. Напишите реакции образования Шиффа из следующих веществ:
а)
и 
б)
и 
4. Какое соединение обладает более основными свойствами и почему:
а)
, б)
?
5. Напишите реакцию диазотирования п-хлоранилина.
6. Дайте схему образования азокрасителей, используя в качестве диазосоставляющей анилин и азосоставляющей фенол. Рассмотрите строение азокрасителя с позиции современной теории цветности.
Вариант 2.
1. Назовите следующее соединение:

Напишите структурную формулу следующих соединений:
а) 1, 3, 5 – тринитротолуол;
б) 4 – этилнитробензол.
2. Проведите нитрование этилбензола. Объясните реакцию.
3. Из бензола любым способом получите п-нитроанилин и напишите для него реакцию с уксусным ангидридом.
4. Напишите следующие соединения в порядке ослабления основных свойств:
а)
, б)
, в) 
5. Напишите уравнение реакции диазотирования сульфаниловой кислоты.
6. Напишите реакции образования азокрасителя, используя в качестве диазосоставляющей анилин и азосостовляющей нафтол. Укажите в азокрасителе хромофорную и ауксохромную группы. Объясните их роль с позиции современной теории цветности.
Вариант 3.
1. Напишите структурную формулу соединения 1, 3, 5 – тринитротолуола.
2. Осуществите цепь превращений и назовите полученные продукты:

3. Напишите взаимодействие:

4. Сравните по основности соединения: этиламин и анилин. Дайте объяснения.
5. Из п-нитротолуола через диазосоединение получите п-хлортолуол (по Зандмейеру).
6. Дайте схему получения азокрасителя, используя в качестве диазосостовляющей: а) сульфаниловую кислоту

и б) азосостовляющей диэтиланилин.

Укажите хромофорную и ауксохромную группы в красителе.
Вариант 4.
1. Напишите нитрование фенола. Дайте объяснение.
2. Напишите струткурную формулу соединения: 3-хлор-4-нитротолуол.
3. Напишите взаимодействие анилина с соляной кислотой. Как выделить свободное основание из соли?
4. Какое соединение обладает более сильными основными свойствами:
а)
, б)
, в) 
5. Проведите синтез:

6. Дайте схему получения азокрасителя по условию:

Объясните условия протекания реакций.
Вариант 5.
1. Из толуола получите 2, 4 – динитротолуол и окислите его.
2. Осуществите реакции:

Дайте объяснение.
3. Сравните по основности следующие соединения:
а)
, б)
, в)
.
4. Напишите взаимодействие:

5. Проведите восстановление

6. Дайте схему образования азокрасителя:

Объясните, почему полученный азокраситель является окрашенным веществом.
Вариант 6.
1. Назовите следующие соединения:
а)
, б)
.
2. Получите из бензола нитробензол и м, м – динитробензол. Какое соединение будет нитроваться легче и почему?
3. Напишите взаимодействие:

4. Какое соединение обладает более основными свойствами и почему?
а)
, б)
.
5. 1. Напишите диазотирование п-броманилина. Объясните условия протекания реакции.
6. Дайте схему образования азокрасителя, используя в качестве диазосоставляющей о-толуидин.

и азосоставляющей диметиланилин

Рассмотрите строение азокрасителя с позиции современной теории цветности.
Вариант 7.
1. Напишите структурную формулу соединения 4-метилнитробензол.
2. Напишите реакцию нитрования хлорбензола. Дайте объяснение.
3. Осуществите реакции:

4. Расположите соединения в порядке ослабления основных свойств:
а)
, б) 
5. Напишите реакции:

6. Получите азокраситель, исходя из анилина. Укажите хромофорную и ауксохромную группы, объясните их роль с позиции современной теории цветности.
Вариант 8.
1. Назовите соединения:
а)
, б) 
а)
, б) 
2. Напишите реакцию нитрования бромбензола. Дайте объяснение.
3. Осуществите превращение:

4. Какое соединение обладает более основными свойствами и почему?
а)
, б) 
5. Осуществите реакции:

6. Получите азокраситель, исходя из анилина и диэтиланилина. Объясните строение азокрасителя с позиции современной теории цветности.
Вариант 9.
1. Проведите нитрование продуктов:
а)
, б) 
дайте объяснение.
2. Напишите структурную формулу соединения м-нитробензойная кислота.
3. Осуществите превращения:

4. Что получиться при окислении анилина хромовой смесью.
5. Укажите условия протекания реакций:

6. Получите азокраситель, используя в качестве диазосоставляющей анилин и азосоставляющей салициловую кислоту. Укажите хромофорные и ауксохромные группы в азокрасителе, объясните их роль с позиции современной теории цветности.
Вариант 10
1. Назовите промежуточные продукты восстановления нитробензола в щелочной среде.
2. Проведите титрование бензальгедида.
Дайте объяснение.
3. Провести реакции:

4. Расположите следующие соединения в порядке ослабления основных свойств:
а)
, б)
, в) 
5. Исходя из анилина, получить фенол (через соль диазонил)
6. Получите азокраситель по схеме:

Рассмотрите строение азокрасителя с позиции современной теории цветности.
Вариант 11.
1. Какие промежуточные продукты можно получить восстановлением нитробензола в нейтральной среде?
2. Назовите соединения:
а)
, б) 
3. Из анилина получите метиланилин и диметиланилин.
4. Осуществить реакции:

Дайте объяснения.
5. Какие диазо- и азосостовляющие нужно использовать для получения азокрасителя:

Укажите хромофорную и ауксохромную группы в азокрасителе.
Объясните их роль с точки зрения современной теории цветности.
6. напишите реакцию:

Вариант 12
1. Какие продукты можно получить восстановлением нитробензола в кислой среде?
2. Назовите соединения:
а)
, б) 
3. Осуществите реакцию:

4. Проведите реакции:

5. Объясните, почему вещество является азокрасителем.

6. Напишите схему образования азокрасителя, используя в качестве диазосостовляющей п-толуидин
и азосоставляющей о-крезол

Укажите в азокрасителе хромофорную систему и объясните её роль с точки зрения теории цветности.
Вариант 13
- Назовите следующие соединения:
а)
, б) 
2. Получите из бензола нитробензол и м, м-динитробензол.
Какое соединение будет нитроваться легче и почему?
- Напишите взаимодействие:

4. Какое соединение обладает более основными свойствами и почему?
а)
, б) 
Назовите диазотирование п-броманилина.
- Дайте схему образования азокрасителя, используя в качестве
диазосостовляющей о-толуидин
и азосотавляющей диметиланилин 
Укажите и объясните условия реакций диазотированияи и азосочетания.
Вариант 14
1. Из толуола получите п-нитротолуол и окислите его (по методу Попова)
2. Осуществите превращение:
Дайте объяснение.
3. Сравните по основности следующие соединения:

- Напишите взаимодействие:

- Проведите синтез:

- Получите азокраситель по схеме.

Рассмотрите строение азокрасителя с позиции современной теории цветности.

Вариант 15.
1. Назовите соединения:
![]() |
а) б)
2. Напишите реакцию нитрования толуола и нитробензола. Объясните в каком случае нитрование пойдет легче и почему.

4. Какое соединение обладает более основными свойствами и почему?
а)
, б) 
5. Напишите взаимодействие:

- Получите азокраситель, исходя из п-хлоранилина, как диазосоставляющей, и анилина, как составляющей. Укажите в азокрасителе хромофорную и ауксохромную группы, поясните роль с точки зрения современной теории цветности.
Вариант 16
1. Назовите следующие соединения:

2. В следующих соединениях покажите распределение электронной плотности в бензольном ядре:
![]() |
а), б), в)
3. Осуществите цепь превращений:

4. Напишите уравнения реакций взаимодействия анилина с:
а) хлористым ацетилом.
б) хлористым бензоилом (хлорангидридом бензойной кислоты).
Как называются реакции этого типа?
5. Осуществите превращения:

6. Напишите реакцию азосочетания, используя в качестве диазосоставляющей
п-нитроанилин, а в качестве азосоставляющей фенол. Рассмотрите строение азокрасителя с позиции современной теории цветности.
Вариант 17
- Дайте названия следующим соединениям:

- В следующих соединениях покажите распределение электронной плотности в бензольном ядре:
а) б) в)

Укажите ориентаты I и II рода.
3. осуществите превращения:

4. В результате восстановления нитросоединения получен 1,4 – диаминобензол. Напишите структурную формулу исходного соединения и его восстановление.
5. Укажите условия протекания реакций:

6. Напишите получение азокрасителя, используя в качестве диазосоставляющей п-аминофенол, а азосоставляющей – диметиланилин. Укажите в азокрасителе хромофорную и ауксохромную группы и объясните их роль.
Вариант 18
1.Назовите следующие соединения:

2. В следующих соединениях покажите условными символами эффекты заместителей и распределение электронной плотности в бензольном ядре.
а) б) в)

Какие заместители являются электродонорным и ориентируют реакции электрофильного замещения в орто- и пара-положения; какие – электроноакцепторными и ориентируют в мета-положения.
3. Осуществите цепь превращений:

4. Какое из соединений обладает наибольшей кислотностью?

5. Напишите реакцию диазотирования п-аминобензойной кислоты.
Напишите реакцию получения диазосоединения с CuCl.
6. Каким образом, исходя из анилина и диметиланилина, можно синтезировать азокраситель, имеющей следующую структуру:

Напишите соответствующие уравнения реакций.
Вариант 19.
1. Назовите следующие соединения:
а)
б) 
2. Напишите реакцию нитрования хлорбензола с образованием мононитропроизводных бензола. Дайте объяснения.
3. В каком соединении наблюдается согласованная ориентация заместителей в случае реакций электрофильного замещения:
а)
б)
в) 
4. Сравните кислотные свойства следующих соединений:
а)
б)
в) 
5. Какое соединение может быть использовано в качестве азосоставляющей:
а)
б)
в) 
6. Получите по стадиям азокраситель, используя сульфаниловую кислоту в качестве диазосоставляющей, а метиланилин, как азосоставляющую. Объясните, почему азокраситель
является окрашенным веществом.
Вариант 20
1. Назовите следующие ароматические и жирноароматические радикалы:
а)
б)
в) 
2. Напишите реакцию нитрования (с введением одной NO2- группы) этилбензола. Дайте объяснение с точки зрения правил замещения в бензольном ядре.
3. В каком соединении наблюдается несогласованная ориентация заместителей в реакциях электрофильного замещения:
а)
, б)
, в) 
4. Какой из аминов обладает наибольшей основностью:
а)
, б)
в)
.
5. Напишите реакцию диазотирования п-метоксианилина в присутствие соляной кислоты. Объясните условия реакции диазотирования.
6. Напишите диазотирование п-аминобензойной кислоты в полученной солью диазония проведите реакции.
а) с CuCl
б) с фенолом
Вариант 21
1. Какие из перечисленных ниже соединений обладают ароматическим характером:
а)
б)
в)
г) 
2. Напишите уравнения реакций исчерпывающего хлорирования бензола (в присутствие катализатора AlCl3 ). Дайте объяснения.
3. В каком соединении наблюдается несогласованная ориентация заместителей в случае реакций электрофильного замещения:
а)
б)
в) 
4. Какой из фенолов обладает наибольшей кислотностью?
а)
б)
в) 
5. Напишите реакцию диазотирования – аминобензойной кислоты. Объясните условия её протекания.
6. Напишите образование азокрасителя, используя в качестве диазосоставляющей о-толуидин и азосоставляющей о-крезол. Рассмотрите строение азокрасителя с позиции современной теории цветности.
Вариант 22
1. Назовите следующие соединения:
а)
б) 
2. Напишите для бензола уравнения реакций исчерпывающего нитрования. Укажите условия
протекания каждой реакции и дайте объяснения.
3. У какого из соединений согласованная ориентация заместителей
а)
, б)
, в)
.
4. Какой из аминов обладает наибольшей основностью?
а)
, б)
, в) 
5. Напишите реакцию диазотирования 2-нитро-4-метиланилин в присутствие HCl
6. Осуществите следующие превращения:

Вариант 23
1. Напишите формулы следующих соединений:
а) п, п-диметилбензол;
б) трифенилметан.
2. Напишите реакцию хлорирования бензола в присутствие катализатора. Приведите механизм реакции.
3. Какой заместитель в бензольном ядре является орто-пара-ориентатом?
а)
, б)
, в) 
4. Какой из аминов обладает наибольшей основностью?
а)
, б)
, в) 
5. Напишите реакцию диазотирования о-нитроанилина.
6. Напишите получение азокрасителя, используя в качестве диазосоставляющей м-хлоранилин, а азосоставляющей – фенол. Укажите условия проведения реакций.
Вариант 24
1. Назовите формулы соединений:
а) о- метилизопропилбензол б) 1, 3, 5 – триметилбензол.
2. Напишите уравнения реакций бромирования толуола (с образованием монобромзамещенных):
а) при нагревании без катализатора, б) при нагревании с катализатором (Fe или Al).
3. У какого из соединений согласованная ориентация заместителей
а)
, б)
, в)
.
4. Какой из аминов обладает наименьшей основностью?
а)
, б)
, в) 
5. Напишите реакцию диазотирования п-толуидина.
6. Напишите последовательно схемы реакций синтеза азокрасителя, подобрав соответствующие диазосоставляющую и азосоставляющую:

Укажите хромофорную и ауксохромную группы в азокрасителе. Объясните их роль.
Вариант 25
1. Назовите следующие соединения:
а)
б)
.
2. Напишите для бензола реакцию исчерпывающего сульфирования. Дайте объяснения.
3. Какой заместитель в ядре является орто-пара-ориентантом:
а)
, б)
, в)
.
4. Какой из аминов обладает наименьшей основностью?
а)
, б)
, в) 
5. Напишите реакцию диазотирования п-нитроанилина.
6. Напишите последовательно схемы реакций синтеза азокрасителя, подобрав соответствующие диазосоставляющую и азосоставляющую:

Укажите хромофорную и ауксохромную группы в азокрасителе. Объясните их роль.








